Вор, мот, уголовник, бабник — казалось бы, человека таких качеств в числе первых должны были перемолоть жернова Второй мировой войны, но он не просто выжил, а сделал карьеру двойного агента: сослужил службу и абверу так и MI5. Вспоминаем историю Эдди Чапмена.
Эдди Чапмен не собирался становиться героем войны. Он просто вскрывал сейфы, чтобы спустить их содержимое на красивую жизнь, и уж точно он не мог подумать, что его наградят железным крестом на службе британской короне.
Чапмен родился в Северной Англии. Юность была бурной: в 17 лет он вступил в армию, в прославленный Колдстримский полк. Но вскоре ему там надоело, и по истечении девяти месяцев службы Чапмен удрал с девушкой. Через два месяца он был арестован и с позором выброшен на гражданку.
Чапмен любил выпить, спустить деньги на азартные игры и провести время с дамами, так что его случайных заработков не хватало. Поэтому Чапмен с группой товарищей принялся грабить банки, для чего использовал гремучий студень, популярную разновидность динамита. После подрыва сейфа в Эдинбургском кооперативном обществе он был арестован, освободился под залог и сбежал на Нормандские острова — клочки земли у побережья Франции, принадлежащие Британии. Там наш герой пытался продолжить уголовную карьеру, но его снова накрыла полиция. Судьба Чапмена была предсказуемой: тюрьма, тюрьма и еще немного тюрьмы. Избавление пришло откуда не ждали.
В 1940 году нацисты захватили Нормандские острова. Тут-то Чапмену и пришла гениальная идея.
Эдди Чапмен, 1954 год.
Для начала он предложил услуги немецкой разведке. Гауптман Стефан фон Гренинг из абвера счел его перспективным агентом. В оккупированной немцами Франции Чапмен осваивал взрывное дело и радиосвязь, учился прыгать с парашютом — словом, прошел подготовку толкового диверсанта. 16 декабря 1942 года новый агент, получивший кодовое имя Фриц, прыгнул с парашютом с борта бомбардировщика над Кембриджширом.
Приземлившись, Чапмен отправился в полицию. Правда, перед этим он успел пропить и прогулять половину выданной нацистами тысячи фунтов стерлингов. Но вскоре перед полисменами предстал слегка хмельной агент, который сдал им пистолет, радиопередатчик и капсулу с цианидом на случай провала. «Да, агент абвера, да, бывший заключенный, и да, прошу меня использовать в качестве двойного агента» — так он получил новое кодовое имя — Зигзаг и новые задачи.
Задачей, которую поставили перед Чапменом немцы, были диверсии на заводах. В первую очередь планировались подрывы на авиазаводе «Де Хэвиленд» в Хэтфилде, где собирали бомбардировщики.
Поэтому британцы начали с имитации диверсии на заводе. Сначала хотели просто разложить листы асбеста на крыше и развести костер, но решили, что это плохая идея: люфтваффе могут использовать пламя и дым в качестве ориентира и разнести завод по-настоящему. Тогда решили изобразить подрыв заводских подстанций. Фальшивые подстанции сделали из дерева и папье-маше и как следует постарались изобразить разрушения от взрыва мощных бомб. После этого вокруг художественно раскидали обломки и всяческий строительный мусор. А в газету «Дейли Экспресс» 30 января 1943 года дали публикацию, мол, произошел «инцидент». Одной газеты вполне хватало — немцы решили, что работает британская цензура. Ну а самолет-разведчик, посланный нацистами, чтобы зафиксировать результаты удара, честно прислал сообщение: на заводе — следы сильного взрыва, подстанции разбиты.
Эдди Чапмен, один из главных лондонских бандитов Билли Хилл и предприниматель Джордж Уолкер в Лондоне, 1954 год.
Немцы поздравили Чапмена, который в это время подвергался допросу с пристрастием. Это тоже была имитация: Зигзага натаскивали на проверку в абвере. Затем он сел на борт торгового судна, идущего из Ливерпуля на Лиссабон. Немцам Зигзаг предложил взорвать судно при помощи взрывного устройства, которое и попросил ему сбросить. Англичане как раз хотели получить образец немецкой бомбы для борьбы с дальнейшими диверсиями, и теперь немцы сами любезно его предоставили. По возвращении в Ливерпуль судно «встало в док на ремонт», а Чапмен, сошедший в Лиссабоне, отправился в немецкое посольство.
В Германии его встретили как героя: премировали 110 000 рейхсмарок и наградили железным крестом. Все проверки он прошел блестяще. Назначение тоже не заставило себя долго ждать: такой лихой диверсант был нужен немцам, и Чапмен, произведенный в обер-лейтенанты, поехал в Осло преподавать в диверсионной школе.
В Осло этот прохиндей не скучал: познакомился с Дагмар Лахлум, двадцатилетней красавицей и сторонницей Сопротивления. Чапмен и Лахлум полюбили друг друга, и этот роман оказался чрезвычайно полезным: через девушку он передавал фотографии немецких агентов, которых инструктировал, и вообще все, что знал о немецкой разведшколе. С Дагмар Чапмен, кстати, обошелся дурно: ее называли не иначе как «немецкой шлюхой», поскольку о том, что Чапмен на самом деле агент британской разведки, а не абвера, скандинавы просто не знали. После войны ей пришлось отсидеть полгода в тюрьме за измену. Ну а Чапмену летом 1944 года нашлось новое занятие — немцы снова забросили его в Англию с парашютом.
Эдди Чапмен с женой Бэтти, 1954 год.
На сей раз ему предстояло стать ходячим средством контроля точности ударов. Немцы бомбардировали Лондон ракетами «Фау», а задачей Чапмена было фиксировать, куда вообще попадают ракеты. Чапмен исправно кормил немцев дезой по поводу того, куда реально летят ракеты, чем здорово облегчил жизнь британцам.
Однако за время новой службы Чапмен изрядно достал собственных английских кураторов. Поскольку ему платили спецслужбы двух воюющих держав, Чапмен успешно волочился за девицами, ходил на подпольные собачьи бои и вообще развлекался по полной программе. Так что в конце осени 1944 года этого панка выгнали с королевской службы, оставив немецкие деньги и выдав еще и от себя.
В общем, он был не в обиде. После войны Чапмен некоторое время разъезжал по Англии на шикарном «Роллс-Ройсе», а затем увлекся новыми авантюрами — занимался контрабандой золота на Средиземном море и писал мемуары, тираж которых был пущен под нож родной разведкой. Правда, позднее он все-таки сумел издать свои воспоминания. Забавно, что все это время Чапмен оставался другом барона фон Гренинга, его куратора из абвера. Но тут уж ничего личного, просто работа. Гренинг даже погулял на свадьбе дочери Чапмена.
В 1960-е по мотивам похождения Чапмена сняли неплохой фильм «Тройной крест», который ему, впрочем, не понравился. Чапмен даже не смог приехать на премьеру во Францию, поскольку числился в розыске.
Чапмен дожил практически до нашей эпохи: агент Зигзаг мирно умер в декабре 1997 года в Сент-Олбансе. Единственной боевой наградой этого блестящего хитреца так и остался немецкий железный крест.
История Эдди Чапмена — разведчика, обманувшего абвер
Комментарии (1)