Как начальники в тюрьме сидели

вС миру по нитке / Золото

По делу об измене Родине в августе 1991 года (государственный переворот, совершенный в августе 1991 года) было арестовано 12 человек, из актива ГКЧП и секретариата этих людей. 22 августа 1991 года под стражу взяли Крючкова, Язова, Янаева и Тизякова, 23 августа 1991 года — Павлова, Бакланова, Стародубцева, Варенникова и других.

Все они были высокопоставленными лицами, обладающими властью. Но превратились в сидельцев за "политику".

Некоторые из товарищей начинали свой срок в санаторных условиях. Например, председатель КГБ СССР Владимир Крючков, министр обороны СССР Дмитрий Язов, вице-президент научно-промышленного союза СССР Александра Тизякова держали в подмосковном санатории МВД. Затем их перевели в СИЗО Кашина, а затем в "Матросскую тишину" (СИЗО №4 г.Москва).

В "Матросской тишине" сидели и начальник 9-го управления КГБ генерал-лейтенант Юрий Плеханов и секретарь ЦК КПСС Олег Бакланов.

Первоначально, новенькие "пассажиры" не признавали тюремных порядков и правил поведения в исправительных учреждениях. Они требовали для себя более комфортабельных условий, с отдельными апартаментами, телевизором, холодильником, видом из окна, беспрепятственным доступом к свежей корреспонденции и библиотеке. Требовали улучшенного рациона питания, не желая вкушать тюремную пищу.

И некоторые требования действительно были исполнены тюремной администрацией. В частности, в рацион добавили мясо и масло. И вскоре была налажена бесперебойная доставка посылок с "воли".

По воспоминаниям сокамерников, сначала арестанты ГКЧП дичились других сидельцев, выглядели растерянными, замыкались в себе. Но потом, когда осознали, что посадили их в камеры не рецидивистов, а безобидных кооператоров, проходивших под следствием по экономическим статьям, быстро освоились. И даже объясняли идеологическую платформу ГКЧП, утверждая, что если бы правое дело удалось — Советский Союз снова бы воспрял. Но жулики "экономисты" не особо желали этого. В жарких спорах проходило время.

Бывший председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов позже утверждал, что в тюрьме, "при общении с зэками", ему пригодилось знание "фени" (воровского жаргона). Впрочем, позже он признался, что сидел в "одиночке" и разговаривать по "фене" мог лишь со стенами камеры.

Допросы подследственных проходили по разному. Бывший следователь прокуратуры РСФСР Владимир Соловьев позже вспоминал:

"Особенно много разговаривал с Павловым и с Язовым. С Варенниковым было трудно, очень трудно. Он сразу же спросил, какой у меня армейский чин. Отвечаю: старший лейтенант. "А знаете ли вы, что допрашиваете генерала армии?" Говорю: "Конечно, знаю". — "А вам известно, что я нес Знамя Победы?" "А вы знаете, что я получил Героя Советского Союза за афганскую войну?"

В дни следствия маршал Язов попросил у Горбачева прощения, это было снято на видеокамеру начальником следственного отдела прокуратуры РСФСР Ю.И. Лекановым. Но Павлов обращаться к Горбачеву отказался.

Арестованный премьер-министр СССР сказал тогда:
"Вы не знаете этих людей: Горбачев делает то, что ему взбредет в голову, а Ельцин — что говорит ему его команда. Поэтому никаких жалобных обращений с моей стороны не будет".

25 декабря 1991 года над Кремлем был спущен государственный флаг СССР и поднят флаг России. Закончилась эра правления Советского Советского Союза и само государство кануло в лету. Но следствие по делу ГКЧП продолжалось.

В января 1993 года всех подследственных по делу ГКЧП выпустили из следственных изоляторов под подписку о невыезде. Под стражу они больше не заключались.

В судебном процессе участников ГКЧП защищали девятнадцать известных адвокатов, в том числе Генрих Падва и Генри Резник. Процесс длился около полутора лет, дело закончилось амнистией для всех обвиняемых. Только генерал Варенников добился оправдательного приговора.


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
vk odnoklassniki facebook mailru google yandex

Войти через:
vk odnoklassniki facebook mailru google yandex