Объявленная сегодня частичная мобилизация – явление не новое. Подобная оборонная необходимость возникала в России не раз. Мы решили вспомнить, как этот процесс проходил в 20 веке и чем отличались друг от друга призывы во время разных военных конфликтов. Рассчитаны ли были армии времен разных правителей на оперативный прием в свои ряды мобилизационного резерва? Сколько резервистов отправлялись на фронт в военные конфликты? И отличается ли сегодняшняя система мобилизационного учета и призыва от советских наработок и даже порядков царских времен?
Первая официальная мобилизация Николая II
Первый российский Указ о мобилизации 17 июля 1914-го подписал сербским националистом император Николай II. Формально поводом к Первой мировой считается убийство австро- эрцгерцога Венгрии Франца Фердинанда в июне 1914 года. Тогда-то Россия и начала готовиться к неминуемой войне. Стартовые меры были экономического характера: из немецких и австро-венгерских банков были выведены государственные средства.
Следующий шаг - ускоренное пополнение армейских материальных запасов. До официального объявления мобилизации началась тихая подготовка с возвращением из отпусков и учений офицерского состава. Первый призыв организовали на приграничных территориях (под Австро-Венгрией), а следом уже общий, после того как были провалены все попытки Николая II договориться с германским канцлером мирно. Пока шла вялая переписка, в России были приведены в готовность все основные силы, и 1 августа пехота пошла в наступление. Историки единогласно отмечают, что император высказал удовлетворение по поводу скорости военной подготовкой, по причине чего утвердил награду «За труды по отличному выполнению мобилизации 1914». Призыв в Первую мировую проходил на волне патриотического подъема, народ ломился на мобилизационные пункты, мечтая постоять за Родину. Подавляющее общество смотрелось сплоченным вокруг Веры, Царя и Отечества.
За весь период в войне на стороне Российской империи воевало 9% от всего населения державы или 15 млн человек. Первый этап мобилизации коснулся 3 млн так называемых ратников ополчения из военных запаса в возрасте 20-40 лет. Позже призвали еще 4,5 млн мужчин, в миллионах исчислялось и количество добровольцев. По данным советских историков на каждую тысячу фронтовиков пришлось 115 погибших.
Архангельская отправка мобилизованных в Первую мировую.
Партийная мобилизация коммунистов
С утверждением в России советской власти популярным стало явление партийной мобилизации. Причем это понятие касалось не только возможной войны, но и работы в необходимой для государства отрасли. С приходом Гражданской войны из Москвы на Восточный фронт отправились до 2,5 тысяч коммунистов. Зимой 1919-го от партии уже на Южный фронт отправились еще столько же представителей правящих кругов. К лету на фронтах воевали не менее 20 тысяч мобилизованных коммунистов, а за весь период Гражданской войны по линии партийного призыва честь Родины с оружием в руках отстаивали 200 тысяч человек.
Партийцы шли на фронт в первых рядах.
Чем был частично сорван всеобщий призыв в Великую Отечественную
Но на этот раз процесс скорректировал важный отличительный нюанс. В какой-то мере мобилизацию сорвало стремительное продвижение немцев. Расположенные по западной советской границе военные округа фактически не были мобилизованы, первыми попав под немецкую оккупацию. Но скрытая мобилизация в СССР велась еще с 1939-го: быстрыми темпами увеличивалась численность армии, оборонные предприятия переводились на семидневку, была отменена весенняя демобилизация 1941-го, а из военных училищ были досрочно выпущены четвертые и третьи курсы, пополнив офицерский состав.
К концу первого военного года мобилизовались 15 млн человек. В первых рядах шли граждане 27-40 лет, позже призывной возраст расширился (19-51). В Великую Отечественную мобилизация проходила в перманентной форме, применяемой при затяжных конфликтах. Призыв шел волнами, что позволяло компенсировать фронтовые потери. По информации ВС РФ погибшими, в том числе и не вернувшиеся пленные, считаются свыше 8,6 миллионов военных.
Массовость мобилизации в Первую мировую повторилась к Великой Отечественной сравнимы. Да и сама учетно-призывная система касательно резервистов осталась нетронутой с царских времен.
Какие ошибки были совершены в афганскую кампанию
В следующий раз масштабная мобилизация в России проходила в Афганскую войну 1979-1989 годов. Отмобилизование назначенных для ввода в Афганистан соединений организовали как призыв на военные сборы приписного состава распоряжением Генштаба к командующим военных округов. А те уже, в свою очередь, передавали формирования войскам и комиссариатам.
При этом никакого госакта на отмобилизование издано не было. Несовершенства системы и во многом пониженная эффективность вскрылись уже на первых порах. К примеру, мотострелковые дивизии отмобилизовали за 10 дней до ввода, а набор в десантно-штурмовую бригаду еще не был завершен. В процессе создания группировок войск из запаса призвали свыше 50 тысяч офицеров, сержантов и рядовых солдат.
Большинство призванных офицеров вообще не проходили армейскую службу (военные кафедры вузов). Логично, что они продемонстрировали полную неспособность командовать вверенными им подразделениями. Такие взводы в бою часто оказывались неуправляемыми. Не имели должных командных навыков и офицеры, подготовленные из числа сержантов при частях.
В первое время после отправки на качество комплектации подразделений не обращали особого внимания ни военкоматы, ни военчасти. Многие и вовсе были уверены, что проходят банальную проверку, которая завершится сразу после доклада частей о полном укомплектовании.
Возникли трудности и поставке-приеме техники от народного хозяйства. Начальники автобаз поставляли приписанные к войскам новые автомобили, а с пробегом 500 тыс. км, без запасок, инструмента и ремкомплекта. Половина этой техники оказалась непригодной для использования в военной операции.
Не все ответственные лица страны отнеслись серьезно к афганскому призыву.