19 ноября 1703 года в Бастилии скончался один из самых загадочных заключенных в истории. Есть множество версий кем был этот человек.
Вот некоторые из них...
Дата рождения загадочного персонажа в железной маске неизвестна. Зато дата смерти зафиксирована точно: скончался он 19 ноября 1703 года. Вообще, история Железной маски начинается в июле 1669 года, когда министр Людовика XIV отправляет письмо начальнику тюрьмы в городе Пинероло с просьбой принять и оказать особое внимание таинственному заключенному в маске.
С тех пор свидетельства о человеке в железной маске всплывают то в личных письмах, то в философских трактатах. Даже Вольтер не обошел вниманием существование Железной маски и намекнул, что знает о нем куда больше многих, но, как истинный француз, будет молчать. Из этих слов философа как-то само собой следовало, что заточение энигматического пленника связано с государственной тайной.
И правда, зачем так возиться с обычным человеком? Проще убить, тем более что на дворе XVII век. Но пленника не не убивали — более того, во всех местах его пребывания, в том числе и в Бастилии, ему создавали максимально комфортные условия существования.
Главное неудобство его жизни заключалось (помимо, разумеется, факта заточения) в круглосуточном ношении маски. Хотя тут история слегка сгустила краски: маска была не железной, а из черного бархата. Согласись, материал качественно другой.
Легенда о Человеке в железной маске с веками не утихала, а обрастала новыми деталями. Главный вопрос, кем был узник, актуален по сей день. Насчитывается не меньше 52 версий. Вот некоторые из них:
Армянский патриарх Аветик Евдокаци
Этого мученика за православную веру так часто бросали в застенок, что проследить историю его заточений крайне сложно. Возможно, в какой-то момент своих странствий по тюрьмам он и правда примерил маску.
Таинственная дама
Недаром выражение «шерше ля фам» придумали французы. Вечно им за любой тайной мерещится женщина. Версия возникла после того, как узник (узница?) побывал в тюрьме на острове Сент-Маргерит и, вероятно, произвел романтическое впечатление на начальника тюрьмы.
Мольер
Теория, появившаяся в конце XIX века. Мол, Мольер (пардон за каламбур) так надоел власти своими обличительными пьесами, что удобнее всего было засунуть его талант в маску. Хотя у писателя с королем были вообще-то культурные отношения: Мольер занимал почетную должность постельничего при короле.
Больной раком кожи
Версия 1933 года. Ужасный недуг поразил кожные покровы некоего высокопоставленного лица, а потому это лицо пришлось прикрыть маской.
Брат-близнец Людовика XIV
До смерти фактического регента Мазарини юный Король-солнце совершенно не интересовался политикой. Только танцевал, менял наряды и, так сказать, фланировал с дамами. Но на следующий день после смерти кардинала поведение короля кардинально (и снова пардон за каламбур) изменилось: он стал серьезен, озаботился управлением государством.
Прямо другой человек! А вдруг это спрятанный сразу после родов брат-близнец короля? Ну точно. Так и есть. А король, поди, сидит теперь в заточении и в маске. Версия снискала популярность благодаря Дюма и фильму 1998 года «Человек в железной маске» с Леонардо Ди Каприо.
Темнокожий сын Марии-Терезии
Ребенок, родившийся от не соответствующей никаким нормам приличия связи королевы и ее темнокожего пажа. Оправдание «с кем не бывает» в королевских семьях не работало, и преступный плод любви пришлось заточить навеки.
Темнокожий паж Марии-Терезии
Отцу незаконного темнокожего ребенка (в этой теории — дочки), разумеется, тоже досталось. Ребенок умер, а отца посадили в тюрьму экзотическим манером, с маской.
Настоящий отец Людовика XIV
Сложности, сопровождавшие появление на свет Короля-солнца (ведь его родители не могли зачать целых 23 года!), породили многочисленные слухи. Например, отец-то ненастоящий, а настоящий заточен в замке. Природа слуха — анонимный голландский памфлет, в котором упоминается «любовная связь Анны Австрийской с… месье C.D.R.».
Трудный подросток
В сочинении о Бастилии 1719 года со ссылкой на тюремщика Бастилии и местного хирурга указывается, что заключенным в маске стал 12-летний школьник, сочинивший пару стишков про иезуитов. Подозреваем, что со временем его возраст увеличился.