В августе 1991 года в самый разгар путча ГКЧП во Владивостоке произошел угон дизель-электрической подводной лодки Б-855 проекта 641.
Как подобное вообще стало возможным, чего таким образом пытались добиться моряки-угонщики и чем закончилась история, которую в злосчастном 1991 практически никто не заметил из-за куда более «интересных» и драматичных событий в столице?
В августе 1991 года подводная лодка Б-855 стояла «в заводе» у пирса на мысе Улисс. Значительная часть оборудования и все вооружение с 855-ой было демонтировано. Топлива в баках практически не было. В ночь с 20 на 21 августа вся страна следила за происходившим в столице. Тогда-то старпом капитан-лейтенант Андрей Медведев и увидел вместе с подчинёнными по телевизору сообщение о том, что ГКЧП отправило за Горбачевым группы захвата. После этого сообщения Медведев обратился к 15-вахтенным с горячей речью и распропагандировал их угнать подводную лодку Б-855.
О том, что дизель-электрическая субмарина покидает военно-морскую базу, начальство спохватилось, только когда Б-855 уже была в море. Удивительно, что команде из 16 моряков удалось сделать то, с чем по штату должно справляться не меньше 40 человек. Флотское начальство сразу же выдвинуло две версии: угон моряками и угон террористами. Была начата операция по перехвату субмарины. К Б-855 были срочно направлены все сторожевые корабли и несколько ракетных кораблей. Тем временем на самой подлодке был поднят Андреевский флаг…
В процессе погони Андрей Медведев обратился по радио к экипажам других судов и смог распропагандировать команды еще нескольких. Как результат, моряки некоторое время пытались защитить Медведева от полного окружения и высадки группы захвата. Однако, когда у 855-ой стало кончаться горючее, угонщики пошли на переговоры. В качестве парламентера прибыл один из адмиралов, которому разрешили подняться на борт угнанной субмарины. В ходе переговоров стало понятно, что Медведев с товарищами решился на угон из-за новостей о возможном аресте Горбачёва, победе ГКЧП, а значит и сворачивании «демократических реформ». По словам угонщиков, на безрассудный поступок они пошли из принципа: «Ну, надо же что-то делать!».
В результате флотское руководство уговорило моряков сдаться и вернуться на берег, сообщив новость о том, что Ельцин «залез на танк», а ГКЧП потерпело неудачу. Сотрудники органов государственной безопасности, прибывшие к тому времени на военную базу, в красивую историю Медведева, конечно же, не поверили. Их версии оказались куда менее «романтичными». Постепенно выяснились детали, которые указывали на то, что старпом хотел бежать на Б-855 в Японию. Спасло 16 угонщиков только вмешательство большого флотского начальства. В результате все 15 срочников спокойно демобилизовались и не имели каких-либо проблем.
Единственный, кто хоть как-то пострадал во всей этой истории, – сам капитан Андрей Медведев. Спустя некоторое время его уволили «по несоответствию», после чего он вернулся к гражданской жизни на родной Алтай. Интересно, как поступил бы бывший советский офицер в ту ночь, знай, как именно будут выглядеть последующие «демократические реформы», какая судьба будет ждать миллионы жителей бывшего СССР, что станет с армией и флотом России в 1990-е.