Если в начале прошлого века российские атлеты неоднократно принимали участие в Олимпиадах, то после появления на карте СССР наше представительство в мировом олимпийском движении было нивелировано вплоть до первой половины 1952 года — МОК Советскую Россию не признавал. А ведь сколько медалей могли собрать наши спортсмены уже тогда, если бы не политика…
Так, в 1936 году летние Игры принимал Берлин, к тому моменту уже являвшийся столицей нацисткой Германии. В турнире тяжелоатлетов победу одержал местный герой Йозеф Мангер, приведя Адольфа Гитлера в восторг: фюрер очень гордился тем, что самым сильным человеком мира стал немец, в очередной раз подчеркивая превосходство арийской расы. Эти слова долетели до Иосифа Сталина, который в срочном порядке потребовал найти в Союзе человека, способного превзойти результаты Мангера. Им стал армянский силач Серго Амбарцумян.
Серго родился в селе Бист Нахичеванского уезда Эриванской губернии. Когда мальчику было семь, его семья, спасаясь от геноцида армян, бежала в Кисловодск. После смерти матери Амбарцумяны вернулись в Бист, испытывая серьезные проблемы с деньгами. Однажды Серго, к тому моменту уже поражавший друзей и случайных зрителей недюжинной силой, пошел на хитрость: скинул в реку огромный валун, таким образом перекрыв односельчанам путь к воде. Земляки пытались сдвинуть камень — не удалось, тогда вышел Серго и предложил решить проблему при условии, что его накормят. Народ согласился и через несколько мгновений стал свидетелем невероятного: 16-летний земляк без особого труда поднял валун и отнес его на берег.
В поисках заработка Серго работал на Несветаевских рудниках Донбасса, ремонтировал Баку-Джульфинскую железную дорогу, а в 25 стал трудиться в гараже ереванского НКВД. Амбарцумяну не особо нравилось быть автомехаником, он ходил на работу только из-за хорошей зарплаты, а в свободное время продолжал наращивать мускулы. Однажды на глазах у наркома внутренних дел Армянской ССР Хачика Мугдуси Серго поднял грузовик, тем самым определив свое будущее — парня отправили заниматься тяжелой атлетикой в общество «Динамо».
Серго стал тренироваться у Григория Симоняна и вскоре начал коллекционировать рекорды и титулы, подтверждая звание сильнейшего человека СССР три года подряд (1933-1935). А после берлинской Олимпиады его вызвали в Кремль.
«Мы с Серго находились на сборах, когда его вызвали в Москву к самому Сталину. Все спортсмены, находившиеся на сборах, с нетерпением ждали его возвращения. Через несколько дней Серго приехал и стал рассказывать всем собравшимся: «Приводят меня, одетого во все новенькое, в Кремль в кабинет Сталина и говорят: входите, товарищ Сталин вас ждет. Я вхожу в кабинет, он такой длинный, в другом конце сидит товарищ Сталин. Он поднялся с кресла, и я чуть ускорился, чтобы быстрее дойти до вождя. Тут Сталин, чуть усмехнувшись, сказал: «Тыше, кацо, — пол проломишь», и крепко пожал мне руку, и предложил сесть в кресло, сам же сел напротив меня.
Сталин спросил: «Товарищ Амбарцумян, чего вам не хватает, чтобы побить рекорд этого фашиста Мангера?» Я сказал: «Кушать, товарищ Сталин». Сталин приказал направить в Армению лучшего тогда тренера латыша Яна Спарре и обеспечить их продовольственным пайком и всем инвентарем и оборудованием», — рассказывал заслуженный тренер СССР Сурен Багдасаров.
К весне 1938-го Серго набрал отличную форму, историческое событие должно было состояться в Ереване. В главный город Армении приехали арбитры международной категории и другие официальные лица, которые стали свидетелями нового рекорда: Амбарцумян на 7,5 кг улучшил олимпийские результаты Мангера (жим — 136 кг, рывок — 130 кг, толчок — 166,5 кг). На следующий день первая полоса «Красного спорта» звучала так:
Сам же тяжелоатлет получил еще одно приглашение в Кремль, где руководил застольем, а еще получил от Сталина орден «Знак почета», американский патефон и автомобиль «М-1».
В Великой отечественной войне Серго участвовал всего три дня: командир дивизии не захотел рисковать жизнью любимца Армении и отправил его домой — в итоге Амбарцумян работал в тылу на танковом заводе. После войны прославленный тяжелоатлет захотел получить образование, но чиновники были против:
Увы, завоевать международные титулы ему так и не удалось, хотя еще один рекорд он все-таки установил — на ЧМ-1946 в Париже Серго левой рукой поднял 96 кг.
Карьера Амбарцумяна завершилась прямо на помосте: в 1951 году Серго на одном из турниров потерял сознание и упал — врачи диагностировали микроинфаркт и запретили дальше заниматься спортом. В поисках денег Серго начал продавать свои награды и вещи, а в 60-х переехал в Москву, где стал работать таксистом, потом открыл шашлычную.
Великого чемпиона не стало в 1983-м — сердечная недостаточность. В последний путь Серго провожали тысячи…