Образ пирата очень часто дополняет черная повязка на глазу. Этот шаблон настолько распространен, что иногда кажется, что все пираты поголовно были одноглазыми. Так как обстояли дела со зрением у морских разбойников и правда ли одноглазость была среди них настоящей эпидемией?
Человеческий глаз — довольно уязвимый орган. В старину, когда широко использовали холодное оружие, пушки с ядрами и гладкоствольные пистоли и мушкеты, ранение в глаз оказывалось смертельным далеко не всегда. Стоит также учитывать, что попадание ядра в корабельную палубу или переборку порождало целый град деревянных щепок, которые нередко попадали в лицо морякам. Из-за этого процент одноглазых среди мореходов всегда был выше, чем среди «сухопутных крыс».
Но были ли одноглазыми все пираты или хотя бы через одного? Разумеется, нет. На пиратских парусниках было немало людей со всевозможными увечьями, встречались и одноглазые, правда, не так уж и часто. При этом черная повязка на одном глазу была очень у многих. Что же это было, неужели дань моде?
Морская хитрость
Объясняется любовь к повязкам очень просто. В те времена, когда люди пересекали моря и океаны под парусами, а основным материалом на любом судне было дерево, с огнем обращались очень аккуратно. Малейшая искра могла вызвать пожар, который почти всегда становился в открытом море фатальным. Масляные светильники использовались в каютах, а в трюмах царила темнота.
Самым опасным помещением на любом боевом корабле, в том числе пиратском, была крюйт-камера. Это небольшое треугольное помещение под палубой в носу парусника, где хранился порох. В этом месте использование любого огня строго запрещалось. Более того, капитан мог приказать повесить или килевать любого, кто зайдет в эту часть трюма… в сапогах. Когда-то подошвы прибивались гвоздями, которые могли при ударе о палубные гвозди высечь искру и воспламенить порох.
При взрыве крюйт-камеры корабль гарантировано погибал вместе с экипажем. Визиты в пороховой склад, да и вообще в трюм, приходилось совершать много раз в день. На палубе днем было светло, а в трюмах круглые сутки царила тьма. Адаптация глаз занимала время, которое в бою могла стоить жизни.
Поэтому один глаз пираты, а иногда и просто военные моряки, предпочитали закрывать черной повязкой. Чтобы видеть в темноте трюма, было достаточно сдвинуть ее и открыть глаз. Да, обычно для полной адаптации к темноте человеческому глазу нужно не менее 25 минут.