В свое время я прямо был в шоке от сериала "Спартак: кровь и песок". Уж очень он мне понравился, а до этого восхищался технологией съемок в "300 спартанцев".
Так вот, к чему это я, прочитал сейчас про самый известный бой гладиаторов в истории, Прискус против Веруса, и понял, что очень многое в сценарий этого сериала взяли от туда.
Вот эта история...
В 80 году нашей эры, почти 2000 лет назад, Титус Флавиус Цезарь Веспасиан Август, великий император Римской империи провозгласил начало игр в честь открытия Амфитеатра Флавия, запомнившегося потомкам под названием Колизей.
При этом императоре произошло извержение Везувия, разрушившего Помпеи, Геркуланум и Стабии. И великий Римский пожар, уничтоживший всю северо-западную часть города, в том числе термы Агриппы, театр Помпея, театр Бальба, Серапейон, Пантеон и множество других ценных построек. Узнав об этом, император Тит воскликнул – «Все убытки – мои!». И помог восстановить город за счет убранства собственных усадеб и дома, а всё строительство финансировал только из собственных средств, отказавшись от помощи частных лиц и вассальных королей.
Такая щедрость послужила поводом для создания оперы Вольфганга Амадея Моцарта – «Милосердие Тита».
Открытие самой большой арены в мире, самым богатым человеком в мире и самым могущественным императором в тот момент истории было эпохальным событием. Оно должно было войти в память поколений, вырезав на мраморе истории свидетельство непоколебимого величия и расцвета Рима, как государства, как общества.
В этот день арена должна была открыться гладиаторским поединком двух воинов. Прискуса и Веруса. Верус был знатным ребенком, захваченным в заложники у Германских границ. Со временем его сделали рабом и отправили на каменоломню. Спустя годы непосильного труда германец Верус сам вызвался для участия в гладиаторских боях, сказав, что предпочитает умереть воином на арене, чем рабом с киркой. Его примеру последовал и Прискус.
Прискус и Верус не были их настоящими именами, это были сценические псевдонимы означавшие Древний и Правдивый.
Верус был германским варваром и попал в римский плен еще ребенком. Позже его сделали рабом и отправили на каменоломни, где он и вырос, постоянно выполняя тяжелую физическую работу. Повзрослев, Верус решил поменять кирку на меч-гладиус. Во время отбора в школе гладиаторов юноша встретился еще с одним кандидатом на обучение — сыном раба Прискусом. Для выбора лучшего юношам приказали устроить показательный бой. На песке арены оба бойца показали себя храбрыми сильными воинами, и тренеры решили взять обоих. Уже во время обучения Верус и Прискус стали лучшими друзьями, а когда они бились в паре, противостоять им никто не мог. На арене гладиаторы быстро завоевали популярность у капризной римской публики и стали настоящими «звездами» своего времени.
Бой гладиаторов это не просто показательное сражение рабов-воинов. В имперские времена это было театрализованное представление, чаще всего обыгрывающее античный миф или битву прошлых веков. Массовкой, коорую во время игр убивали, были простые рабы и преступники, приговоренные к смерти. Гладиаторов берегли, а выступали они более чем в двух десятках образов, отличающихся вооружением и защитным снаряжением.
В этот день два чемпиона предстали, по-видимому, в виде Гопломаха и Мурмиллона. Гопломах имитировал гоплита. По вооружению был похож на Фракийца. В шлеме, с небольшим щитом – пармулосом. Стеганые обмотки на ногах. Вооруженный кинжалом – «пугио» и копьем – «гастом». В закрытом шлеме с широкими полями и забралом с решеткой.
С другой стороны – Мурмиллон. Обмотки на ногах. Большой шлем с рыбой на гребне (от лат. Murmillos – морская рыба), с «гладиусом» и «скутумом» в руках, представлявших квадратный щит легионеров и короткий меч. Неизвестно почему именно в таких обличьях представили воинов, скорее всего это были самые запомнившиеся их образы. И были выбраны именно они чтобы подчеркнуть их узнаваемость.
Зрителям Колизея был римский поэт Марк Валерий Марциал, который и описал сражение.
Гладиатор мурмиллон. Современная реконструкция
Гладиатор гопломах. Современная реконструкция
Валерий Марциал писал, что бойцы оказались одинаково сильными и долго никто из них не мог взять верх. Когда гладиаторы, окровавленные и обессиленные, стояли, друг напротив друга, толпа стала кричать, чтобы император пощадил обоих воинов. Но Веспасиан решил по-другому. Он приказал гладиатором биться без щитов, пока кто-то из них не погибнет. Бой продолжился, но все равно никто не проигрывал. Тогда император остановил поединок и решил, что равные в сражении должны быть и равны в награде.
Друзья гладиаторы получили по лавровому венку и деревянному мечу, что было символом свободы. Гонорар за подобный бой был выше жалования легионера за несколько лет службы. После получения свободы, Верус покинул Рим, вернувшись богатым и знаменитым в Германию для спокойной и праздной жизни. Прискус стал мастером фехтования, в школе в которой начинал у его лудуса – Флавия Квинта Валерия.
Большинство современных историков считают, что император Веспасиан запланировал исход боя. Таким образом, он пытался завоевать любовь жителей Рима, которые только пережили огромный пожар, уничтоживший половину города.
Этот бой вошёл в историю по многим причинам. К примеру, он является единственным подробно и в деталях описанным поединком гладиаторов из когда-либо проходивших. Вот вам перевод оригинала.
Вот что написал поэт Маркус Валериус Мартиалис об этом сражении:
«Прискус и Верус продолжали бой столько сколько могли,
Но долгое время силы и отвага каждого были равны.
Раздавались крики с просьбой о милости к ним,
Но Тит предпочел следовать своим законам -
Велев им биться без щитов, пока судьба их не решится.
Он был щедр всегда со своим народом,
И здесь он разделил конец для них обоих.
Равные в сражении, равные в награде.
Тит отправил им по деревянному мечу и лавру.
Достойное мужество – достойный приз.
Такое могло случиться только при тебе, о Тит.
Двое бились насмерть – и двое победили.»