Всем, кто хотя бы раз совершал перелеты на пассажирских лайнерах известно, что над сиденьями находятся кислородные маски, которые сами выпадают из ниш в экстренных ситуациях. Об этом рассказывают перед каждым полетом стюардессы и это можно увидеть на схематических картинках в лайнерах. Но мало кто знает, что кислородные маски не связаны с емкостями с кислородом и спасают жизнь пассажиров, используя совсем другой принцип.
Неожиданный удар, тряска, мигающий свет, звук сирены и выпадающие прямо с потолка кислородные маски — так изображают воздушные происшествия в голливудских фильмах. Вполне логично предположить, что где-то в недрах авиалайнера находятся баллоны с кислородом, соединенные с этими самыми масками. Но все устроено гораздо проще, безопаснее и эффективнее.
Со школьной скамьи всем известно, что с увеличением высоты давление понижается. Уже при достижении отметки 4 тыс. метров воздух настолько разрежен, что дышать им становится очень трудно, а для людей со слабым здоровьем и вовсе невозможно. Поэтому при разгерметизации салона самолета на высоте 4 км и выше, автоматически срабатывает оборудование, выбрасывающее дыхательные маски.
Масок всегда больше, чем кресел в ряду, как минимум на одну. Это связано с тем, что конструкторы предусматривают, что во время экстренной ситуации в проходах могут оказаться пассажиры или члены экипажа, которым также нужно подать кислород. Но на этом находчивость инженеров, отвечающих за безопасность полетов, не заканчивается.
Оказывается, в самолете нет никаких баллонов с кислородом. Чтобы обеспечить живительным газом 200-300 пассажиров, пришлось бы брать с собой в полет значительные запасы газа. Это увеличило бы взлетную массу лайнера, снизило полезную нагрузку и увеличило расход топлива. Стоит ли говорить о том, что десятки кислородных баллонов — это источник повышенной опасности.
Поэтому было придумано простое, но элегантное решение — кислород для масок вырабатывается, что называется, «по месту», то есть в момент, когда в нем возникает необходимость. Газ выделяется в процессе простой химической реакции и происходит это прямо над головами пассажира. Все что нужно для выработки кислорода расположено рядом с маской и при срабатывании системы реактивы немедленно начинают смешиваться.
Те, кто сталкивался с аварийными ситуациями в самолетах, отмечали запах гари, появляющийся одновременно с выпадением масок. Многие начинают из-за него паниковать еще больше, но делать этого не стоит, ведь этот запах — просто побочный эффект химической реакции, а не признак пожара.
Остается добавить, что вероятность воспользоваться кислородной маской из-за экстренной ситуации ничтожно мала, так как воздушный транспорт по-прежнему остается самым безопасным в мире и гораздо опаснее прогуливаться по улице пешком, чем совершать трансатлантический перелет.