Решение уйти в монастырь должно быть взвешенным, потому что оно меняет всю жизнь и лишает мирских благ. Человек отдается Богу, дает обет, с которым остается до конца своих дней. Но жизнь непредсказуемая штука, и бывает так, что монах меняет решение и хочет вернуться назад, в прошлую мирскую жизнь. Может ли он выйти из братства и как складывается жизнь за стенами монастыря?
Иоанн Златоуст сравнивал такого монаха с дезертиром на поле брани или с неверным женихом, нарушившим обет брака, а поступок приравнивал к прелюбодеянию.
Постриг навсегда
Монастырская жизнь сильно отличается от обычной, но и люди собираются в нем с сильной верой в Бога. Но бывает, что монах решил нарушить обет и пожелал покинуть монастырь. Таким приписывают фактор «выгорания», оправдывая поступок. Под этим может скрываться неверие или маловерие, как говорят старцы и священнослужители. У монаха просто не хватило достаточно сил отдаться Богу, и мирские искушения взяли верх.
Когда только появились монастыри, монахи уходили в обитель на всю жизнь. После пострига и обета они получали другие имена. Для них мирская жизнь уже была закрыта до конца их дней. Даже если кто-то не выдерживал жизни в монастыре и пытался бежать, то такого возвращали назад.
Святые отцы Ефим Сириянин и преподобный Кассиан высказывались по этому поводу категорично: «Отречение не на один день бывает, но простирается даже до смерти». В римских законах было прописано – вернуть такого монаха назад в обитель, а при повторном побеге отдать в солдаты. Но такое решение не понравилось императору Льву Мудрому. Он посчитал, что те, кто себя отдал в ряды божественных прислужников, не могут находиться среди мирского войска. Поэтому монах невзирая на то, что отказался от своих обетов, должен быть возвращен в обитель и находиться там до конца своих дней. Когда присутствует шанс выхода из обета, то это только поощряет мирские соблазны.
Правомерность отречения от обета по мнению канонистов и священников
Изменения в церковных правилах появились при Петре I, когда он своими реформами хотел подчинить церковь государству. Тогда-то впервые и появилось правило, что монахи могут покидать монастыри, отказываясь от обета. Но такое обоснование не нашло законных оснований согласно церковным канонам.
Мелетий Апостолопулус писал в своем праве, которое вышло в 1906 году, что русская церковь позволяет оставлять монашеский образ, возвращаться к мирской жизни и даже вступать в брак. Но никто из канонистов России не смог объяснить данное право, которого нет в учениях Восточной Церкви, и на практике не существует.
Выход монаха из обета стал использоваться с 1823 года на законном основании, а позже это право утвердили в Духовной Консистории. В 1917 году из-за революции произошел переворот или, скорее, навязывали его в мышлении людей. Политика по поводу отречение от церкви и религии заставила монахов покидать монастыри. Но в то же время вышел запрет на ущемление их прав в мирской жизни. Они имели право стать полноправными членами общества без ограничений и дискриминации по религиозному признаку.
Практика оставления монашества существовала уже в ХХ веке, но Патриарх Алексий II не принимал, считая, что ни одно даже самое сложное обстоятельство не является поводом, чтобы отказаться от монашеских обетов. Он считал, что брак нельзя признавать, а если расстрига и хочет жить с кем-то, то только в гражданском, сожительствуя с партнером.
Отказ от обетов считался нарушением клятвы, данной Богу. Человек при постриге вручает себя ему, и это положение остается навсегда. Монах отдает свою девственность, поэтому отречение с последующим браком приравнивалось к прелюбодеянию, и такой монах отлучался от церкви на 14 лет. Иоанн Златоуст называл причину неосуществимости брака – Иисус Христос всегда жив, и только ему решать о прекращении данного обета. По этой причине монаха можно считать мертвым для мирской жизни.
Как монахи становились расстригами
Монах, покусившийся снова на мирские блага, не может по своей воле покинуть обитель. Изъявляя свое желание, ему придется еще многое пройти и доказать, что он тверд в своем решении. То же самое делают и духовные наставники. С монахом ведут беседы, чтобы найти причины слабости духа и убедить остаться в монастыре, не нарушая данного обета. Если на протяжении 6 месяцев не получается вернуть его на путь истинный, то приступают к обряду расстрижения.
Перед монахом зачитывается текст указа о лишении духовного сана, а потом присутствующие восклицают «Анаксиос!», что означает «недостоин». Под эти слова с монаха снимаются облачения и сжигаются вместе с другими церковными вещами, которые отслужили свой срок. Из волос и бороды состригали клок волос, лишали того имени, которое давалось при постриге, выдавалась обычная одежда, и человека жезлом выгоняли из храма. Таким образом отступник лишался всего, что он получал при постриге, поэтому обратный обряд и назывался «расстрижением». Своеобразный ритуал существует до сих пор, только без срезания волос.
С чем сталкивался бывший монах в обычной жизни: запреты и ограничения
Монах, вернувшись к мирской жизни, должен был снова влиться в общество, найти работу. В Российской империи к таким относились предвзято, поэтому рассчитывать на прежнюю жизнь им не приходилось. Они становились в какой-то степени изгоями – от церкви их отлучили, а общество не принимало.
Местная церковь по своему усмотрению могла придумать наказание, забрав у расстрига право появляться в церкви какое-то время. Он не мог причащаться, а если имел высокий чин и вел проповеди, то лишался и этой возможности. Но и в общественной жизни не все так было просто. Бывших монахов на протяжении 10 лет не брали на государственную службу, а в армию они могли поступить только как рядовые солдаты.
После выхода из монастыря расстриги должны были держаться удаленно от обители 7 лет. Расстриги должны были покинуть губернию, в которой находилась обитель, и 7 лет к ней не приближаться, к тому же въезд в столицу был запрещен. Монахи, которые отказывались от обета ради того, чтобы вступить в брак, на самом деле получали другое. После лишения сана они не могли этого сделать, потому что не допускались до церковных таинств, а значит и венчания. У них уже был данный обет перед Богом, и это сохранялось на всю жизнь. Расстрига мог состоять только в гражданском браке. В реальности уже более 80 лет Русская церковь разрешает браки бывшим монахам, хотя так и нет разумного обоснования этому действию.
Отношение к отказывающимся от обетов монахам несколько стало мягче со стороны их братии. Поступок так и остался не приемлем, но нет категорического осуждения, и допускается мысль, что у человека был веский повод. Честнее, когда монах сознается в своей слабости, чем тайная женитьба, а потом по факту уход из монастыря. В этом ответственность монаха, который должен понимать, что монашеский обет давал не церкви, а Богу, и перед ним нужно отвечать. Но выбор всегда остается за человеком, и, вероятно, осознав ошибку, он захочет вернуться назад в монастырь. Сможет ли он это сделать по прошествии времени?
Как расстриги возвращаются в монастыри
Постриг в монахи и даваемый обет остается с человеком на всю жизнь, невзирая на то, что прошел обряд расстрижения. Монашеский чин невозможно отнять или изменить, поэтому расстрига может снова вернуться в монахи, искупив свою вину верным служением. В старинные времена также были случаи, когда монахи покидали свои обители в большом количестве. И хоть церковь не одобряла такое действие, все же считала, что ничто не может лишить человека чина монаха, который однажды принял постриг.
Для монаха, пожелавшего вернуться в обитель, одного раскаяния было мало, он должен осознавать, что жизнь в монастыре будет несколько иной. Вернувшийся уже не может занимать сан, который был до расстрижения, и будет служить простым иноком вместе с братией. Расстрига должен пройти испытание временем, чтобы доказать окружающим и себе в первую очередь, что готов нести божественное служение. Только после этого ему возвращалось церковное имя и монашеская одежда.
Актриса Екатерина Васильева стала инокиней.