В Кузоватовском районе Ульяновской области есть удивительная церковь. Она, как корабль в пустыне, стоит посреди урочища вдали от населенных пунктов. Покрыта травой, но даже в таком состоянии нельзя не заметить великолепия архитектуры.
С пустующим Петропавловским храмом связано множество легенд, и этот удивительный объект даже в своем заброшенном виде и по сей день привлекает как путешественников и блогеров, так и кладоискателей.
Даже на этапе самой поездки к этому легендарному храму, расположенному в деревне Еделево, путешественника ждут таинственные сюрпризы. Так, оказавшись на месте, турист обнаруживает, что никакой церкви там нет. А все дело в том, что в данном районе есть еще одна деревня, которая называется почти так же и эти два населенных пункта часто путают. И даже если путешественник добирается до правильного места, ему может показаться, что он попал не туда. Дело в том, что местность тут бугристая, и за холмами, церковь порой просто не видно. Нужно еще постараться и выбрать нужный ракурс, откуда вам откроется вид на это великолепное заброшенное строение.
Вид у этого храма потрясающий. В чистом поле стоит величественная высокая церковь, вокруг которой нет ни домов, ни других строений. Она неплохо сохранилась, хотя и выглядит типичной заброшкой. Аутентичности и загадочности храму предает трава, проросшая сквозь камень и покрывающая верхние части церкви.
Но куда же делось само село с его жителями? Чтобы это понять, нужно обратиться к истории этой местности. Деревня была основана в 1653 году мордовским мурзой Еделевым, в честь которого и получила свое название. Российское государство в 1730-х годах выделило мурзе участок у реки Иерусалимки (сейчас – Русалимки), где он выстроил дома и, соответственно, деревянную церковь Петра и Павла. После появления храма село было переименовано в Петропавловское. Увы, полвека спустя храм сгорел, но через несколько лет на его месте воздвигли новый, уже из камня, выстроенный по проекту симбирского архитектора Ивановского. Именно этот Петропавловский храм и дожил до наших дней.
После революции, во время борьбы с религией, эта церковь чудом избежала разрушения, но службы в ней запретили. Еделево, как и другие села, стало колхозом, который оказался не очень успешным.
Постепенно деревня начала вымирать, правда, этот процесс растянулся на десятилетия. Молодежь уезжала жить в город или в соседнее село Новые Маклауши (туда впоследствии перевели и школу). Старики же, которые помнили строительство храма и даже ходили в него маленькими со своими родителями, постепенно покидали этот мир.
Сейчас на территории бывшего села можно увидеть лишь церковь да старый полузаброшенный погост.
С этим храмом связано много легенд и загадочных историй. Например, очень странно, что все фрески, некогда украшавшие храм, как будто стерты. Очень символично, что в храме постоянно обитают голуби – словно посланники Бога.
Что же касается легенд, то, согласно одной из них, под этим храмом когда-то была похоронена маленькая девочка, и теперь ее дух бродит в этих стенах либо вокруг церкви. С точки зрения христианства такая легенда звучит не иначе как ересь, однако впечатлительные местные жители в нее верят.
Согласно другой легенде, в этих местах зарыто неимоверное количество золотых и серебряных монет. Местные жители и правда находили тут золото и серебро, в том числе дореволюционные монеты, равно как и всяческие старинные вещицы. Согласно легенде, некоторые селяне даже делали из старинных монет пуговицы – просверливали дырочки и пришивали к одежде.
Поэтому это место привлекает кладоискателей, которые приезжают сюда и роют землю в окрестностях церкви в надежде найти старинные монеты или какие-нибудь «сокровища». Ажиотаж подогревает и легенда о том, что где-то тут спрятан старинный иконостас с золотыми окладами от икон. Судя по всему, именно из-за этого, как замечают побывавшие в церкви туристы, в здании вскрыты полы: кто-то явно что-то искал.
Старинная церковь, увы медленно умирает, хотя ее вполне возможно отреставрировать. Однако о приведении Петропавловского храма в порядок и возобновлении богослужений речи пока не идет. А жаль, ведь потребность у жителей есть: в храме сделали импровизированный иконостас.