Удар мухобойкой по лицу обернулся войной и колонизацией на 130 лет: как выясняли отношения Алжир и Франция.
Даже такая невинная оплошность в дипломатии, как легкий удар мухобойкой, может привести к войне и завоеванию страны. Так произошло в XIX веке с Алжиром, когда дей, не выдержав наглости французского посла, ударил его за отказ отдать долг в 14 млн франков. За этим последовала обида Франции и осада Алжира, а потом и завоевание его территории. Колонизация продлилась до 1960-х годов, пока страна наконец не добилась независимости, а французам и их приверженцам пришлось уехать с земель, которые они когда-то забрали у местного населения.
Долг Франции перед алжирскими предпринимателями и деем в 14 млн франков
Любой конфликт не возникает на пустом месте, к этому приводят обстоятельства. Так случилось и в Алжире, который стал родным для двух испанских иммигрантов Бакри и Буснаша в XVII веке. Вскоре они стали влиятельными семьями, и их участие в экономике сильно ощущалось. Позже они решили объединиться, назвав свою компанию «Бакри-Буснаш». Они занимались поставкой продовольствия в разные страны и непосредственно во Францию, предоставляя его в кредит, когда там шла революция. Уже к концу XVIII века Франция накопила миллионный долг перед компанией, но не выплачивала его. Однако компания финансировала свою деятельность, занимая деньги у дея, поэтому долг Франции скорее был долгом перед правителем Алжира Хусейном III.
Долг постоянно рос, а его погашение стояло на месте. В 1800 году во Францию был послан агент от компании, чтобы решить проблему, но вместо этого его там арестовали, что вызвало немалое возмущение. С помощью политического давления Алжир заставил освободить агента и выплатить 3,7 млн франков из 8-миллионного долга. На следующий год Франция даже подписала договоренность, в которой признавала долг, но деньги все равно не переводила. Она объяснила свое поведение тем, что компания «Бакри-Буснаш» поддерживает торговые отношения с Великобританией, которая является злейшим врагом Франции.
На протяжении 26 лет вопрос о долге висел в воздухе, а Алжир пытался его получить разными способами, прибегая ко всевозможным средствам: писали дипломатические письма, создавали комитеты, а долг рос. К моменту будущего конфликта в 1827 году он составлял 10 млн франков плюс 4 млн франков по процентной ставке, итого получалось 14 млн франков. В конце концов правительства пришли к общему соглашению, что Франция заплатит половину долга, на чем и разошлись. «Бакри-Буснаш» хотели уже получить свои деньги, а Хусейн-бей – проценты от займа. Но соглашение осталось не выполненным – Франция в очередной раз отказалась переводить деньги.
Инцидент с мухобойкой привел к войне
Инцидент в Алжире получился случайно. Дей Хусейн-бей имел, видимо, слабое представление о ведении дипломатических разговоров или же французские послы его уже утомили своими пустыми обещаниями. Это случилось в 1827 году, когда в Алжир прибыл очередной французский дипломат по поводу долга. Дей без всяких обиняков прямо спросил, собирается ли Франция отдавать долг, а дипломат заявил, что в этом вопросе не достигнуто соглашений. Хусейн-бей III так разозлился, что ударил дипломата мухобойкой, которую держал в руках, и махал ею, после чего приказал дипломату тот час же покинуть дворец. По другой версии, он ударил его нечаянно, когда отгонял мух, хотя в первый вариант легче поверить. Так или иначе – инцидент свершился, а Франция обиделась.
Франция решила отстоять свою честь и послала 37-тысячное войско, которое превышало в два раза армию Алжира и всех, кого можно было бы призвать. Сначала кораблями окружили берег, устроив осаду до 1830 года, а когда это не дало результата – высадились на сушу и начали оккупацию.
Французская оккупация: угнетение алжирцев
Хусейн-бей долго сопротивлялся натиску французов, но силы явно были не равны. Хотя и французам было не просто, несмотря на многочисленную армию. Алжирцы оказывали серьезное сопротивление и старались их выбить, несмотря на то, что уступали количеством. 4 июля французы штурмом взяли алжирский форт, открыв прямую дорогу к городу. Он стал открыт для французской артиллерии, и дальнейшее сопротивление было бы бессмысленным. На следующий день дей сдался, и его выслали из страны.
Однако триумфального шествия у французов не получилось. Им еще несколько десятилетий сопротивлялось местное население, и в этом была вина самих захватчиков. Они жестко насаждали свои требования и правила, завезли своих людей, которые забирали у местных землю для «развития» страны, но на самом деле для своей выгоды. Если ранее у иностранцев в Алжире было несколько тысяч гектаров земли в собственности, то когда образовалась колония – более 2 млн гектаров перешло к европейским колонистам.
Завоевание Алжира в 1830 году.
С одной стороны, Алжир становился развитой страной, но с другой – местных сильно угнетали. Франции с помощью постоянных мер наказания удалось установить контроль над местным населением, но он был относительным. Это показала оплошность французов в 1954 году, когда решили наказать алжирца ударами палкой. Для алжирца это было самым постыдным наказанием, поэтому вызвало сильное возмущение, и после этого начались народные волнения, продолжавшиеся 8 лет.
Освобождение алжирцев и признание независимости после 130 лет колонизации
Во время Второй мировой войны Алжир оказался удобным местом для союзников, которые сокращали себе путь в Северную Африку, через которую и началось победоносное шествие. Так сложилось, что в Алжире сразу установилось пронацистское отношение к ситуации, потому что люди поддерживали режим Виши. Но если кто-то и колебался, то сомнения развеялись в 1942 году, когда услышали, что Красная армия выстояла под Сталинградом и разбила немцев. Алжирцы стали массово вступать в антигитлеровскую коалицию.
Для французов оккупация обернулась проблемой, о которой они и не думали – многие мужчины за время колонизации прошли армию и научились ведению военных дел. Этот опыт им пригодился, когда они начали борьбу за независимость. Уже в 1945 году алжирцы начали массово выходить на демонстрации и выдвигать лозунги за суверенитет Алжира. Французские силовики бросили на успокоение армию, но это помогло лишь кратковременно. Вместо открытого сопротивления появилось подпольное: стали появляться организации, участники которых постоянно атаковали французские объекты. Это продолжалось до 1962 года, пока уже и мировое сообщество не выдержало и стало обвинять Францию в терроре. Ей пришлось смириться и уйти, признав независимость Алжира, а все, кто ранее был на стороне колонизаторов, были вынуждены уехать. Для многих это было шоком, особенно для тех, кто уже родился на территории Алжира, но родители являлись европейскими иммигрантами.
В этой войне Франция и выиграла, и проиграла, но более всего пострадали алжирцы. Точных цифр погибших за время оккупации нет, но, по предполагаемым данным, французы потеряли 25 тысяч военных и 30 тысяч мирных жителей, у алжирцев потери намного больше: 150 тысяч участников боевых действий и 1,5 млн гражданских лиц.
Так за 130 лет закончился инцидент пощечины мухобойкой.