Пенелопа родилась в провинциальном испанском городке Алькобендас в семье автомеханика и парикмахерши (как, в будущем, большинство ее героинь). Девочка не задумывалась о карьере актрисы, зато имела большие амбиции в танцах: почти 10 лет Пенелопа посещала балетные занятия в Испанской национальной консерватории. Еще будучи подростом, Пенелопа переехала в Нью-Йорк, дабы продолжить танцевальное образование. Тут-то ее и подстерегла карьера актрисы.
Комедийный фильм «Ветчина, ветчина» («Хамон, хамон», если называть фильмы своими именами) стал для молодой актрисы судьбоносным прорывом. Роль красавицы Сильвии принесла Пенелопе репутацию нового испанского секс-символа и первую номинацию на престижную премию «Гойя». Кроме того, на съемках Пенелопа впервые встретила своего будущего мужа Хавьера Бардема.
В будущем актрису ждали как успешные проекты (например, фильмы «Живая плоть» и «Все о моей матери»), так и откровенные провалы вроде «Выбора капитана Корелли». В 2009 году Пенелопа взлетела так высоко, как не удавалось прежде ни одной испанской актрисе. Она получила «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» за фильм Вуди Аллена «Вики, Кристина, Барселона». Но, признаться, мы бы любили Пенелопу и без всяких наград. Смотри сам.