Во время перестройки в отношениях между СССР и США наметилась некоторая оттепель, стали проводиться телемосты, где простые люди из двух стран общались о чём-то общем, человеческом. Летом 1986-го на конференции Ленинград — Бостон женщины из двух сверхдержав разговаривали о чём-то своём, и одна американка поинтересовалась, как в Союзе обстоят дела с сексом. С тех пор фраза «В СССР секса нет» стала крылатой, однако за бурей аплодисментов потерялась вторая часть ответа: «У нас есть любовь».
Кроме секса в СССР не было ещё много чего, например, игровых консолей, но при этом население постоянно росло, а подростки прекрасно знали, что такое компьютерные игры. Более того, в конце 80-х в том или ином виде компьютерные игры присутствовали практически в каждом советском доме. Карманные игры Сегодня есть общепринятое определение — портативные консоли, в СССР портативным мог быть ядерный реактор или радиоприёмник на луноходе. Игры были карманными и технически очень простыми. Монополистом в данном сегменте выступала «Электроника», которую выпускали заводы по всей стране. Тем не менее линейка имела некоторое разнообразие не только за счёт разных игр, но и в зависимости от завода-производителя.
Наиболее распространёнными моделями были «Ну погоди!», с волком из одноимённого мультфильма, который должен ловить яйца, и ещё более простая «Тайны океана». В последней было всего две кнопки, отважному водолазу предстояло вытащить все сокровища из-под щупалец огромного осьминога.
Чуть реже попадались игры «Космический мост» и «Весёлый повар». Кроме этого, были и свои спортивные симуляторы. В первую очередь, конечно же, хоккей. Однако этим разнообразие и техническое исполнение не ограничивалось.
«Электроника ИМ-26» — модель со сменными картриджами. Впрочем, это были не совсем картриджи, скорее, полноценные игры со своими экранами, которые выгодно выделялись насыщенностью палитры, по сравнению со своими встроенными аналогами. Всего вышло пять таких картриджей, и сегодня их достать практически невозможно.
Была и ещё более редкая модель — «Электроника ИМ-12», также с возможностью менять игры, но для неё успел выйти всего один картридж — «Винни Пух». Космические приключения в виртуальной реальности, реализм и полное погружение. Так звучала бы реклама сегодня, на деле же, эта виртуальная реальность ровно такая, какой она могла быть в конце 80-х. «Электроника ИМ-27» вышла тиражом менее тысячи экземпляров, и сегодня работающие экземпляры могут стоить несколько десятков тысяч рублей. Из-за эксклюзивности изделия нам не оценить оригинальный геймплей, но можно схитрить. Мы же знаем, что все эти игры являются клонами японских консолей, в данном случае имеем дело с игрой «Planet Zeon».
Стационарные компьютеры и приставки
Почти до самого развала СССР рынок домашних игровых систем делился на две категории: дорогие, очень редкие, но официальные приставки из магазинов, и более дешёвые, повсеместные и полностью пиратские компьютеры с ближайшего радиорынка.
Первая категория была представлена довольно широким ассортиментом: «Экси Видео», «Турнир», «Палестра», «Эврика». Изделия соответствовали домашним консолям первого поколения, игры представляли собой бесконечные вариации «Понга», разнообразные тиры и примитивные спортивные симуляторы. Эти приставки могли выводить на экран телевизора несколько геометрических фигур в двух или реже, в трёх цветах.
Доступные персональные компьютеры делились на две категории. Верхом желаний и практически недосягаемой мечтой был IBM 256, либо какой-то аналог, способный работать с операционной системой DOS. Такие компьютеры практически не встречались в домах простых людей, хотя советские программисты успели выпустить несколько игр. Например, классический файтинг «Соборъ». Из доступного широким массам оставался лишь ZX Spectrum, вернее, его бесконечные клоны. Вышло более 70 разных полуофициальных моделей, наиболее близкой к оригиналу и потому самой желанной была «Дельта-С». Кроме этого, в каждом городе находились местные умельцы, способные собрать такой компьютер из запчастей, купленных отдельно на радиорынках.
Таким образом, говоря о бесконечном количестве клонов, мы нисколько не преувеличиваем.
Впрочем, существовал ещё один удивительный гибрид приставки и компьютера. Он производился в Беларуси под маркой «Эльф». Смысл был в удобстве использования, для игры не требовалось вводить никаких печатных команд: вставил картридж и всё. Однако за удобство требовали дополнительную плату, и если на аудиокассете для «Спектрума» помещалось полтора десятка игр, то на картриджах «Эльфа» всего одна.
Аркадные автоматы
В любом крупном городе СССР был парк скольких-то лет победы или имени кого-то. В этом парке находились аттракционы, продавалась сладкая вата и газировка за три копейки, и это не фигура речи. Кроме этого, где-то в пределах парка всегда находилось помещение с аркадными автоматами. Хотя слово «аркадный» для нас ещё не существовало.
Наибольшей популярностью пользовались автоматы с играми «Торпедная атака» и «Воздушный бой».
Для тех, кто не дотягивался до приборов управления, возле кассы стояла деревянная подставка. Удивительно, но она всегда и везде была одинаковой, выходит, это серийный продукт, спроектированный специально под игровые залы. Естественно, было и несколько разновидностей тиров, от простого состязания на очки, до относительно реалистичной охоты на оленей.
Причём охота встречалась в нескольких вариациях, с изменённым составом животных и в другой локации. Тысячи игр, 8 цветов, ночи без сна: ностальгируем по ZX Spectrum — самому народному компьютеру в СССР