Дачу пенсионера еще несколько лет назад, когда она стояла без крыши, соседи прозвали архитектурным шедевром. И дело здесь не в уникальном проекте. Для строительства своей дачи пенсионер всю жизнь собирал советские бутылки из-под шампанского. Два верхних этажа и башня — это восемь тысяч бутылок и несколько тон раствора.
"Мечтать о собственном бутылочном доме я начал еще в средине восьмидесятых годов, когда узнал, что такие существуют. В одном немецком журнале напечатали снимок небольшого дома, весь он был из разноцветных бутылок. Тогда я сказал себе: "Дадут участок, сделаю такую дачу". Участок дали в конце восьмидесятых, к тому моменту в квартире Владимира Кирилловича уже лежала батарея зеленых бутылок, почти четыре тысячи штук. Но строительство не начиналось, потому что на другие материалы у простого рабочего с завода не было денег.
Сыса рисовал проекты, фантазировал, каждую свободную минуту посвящал этому процессу. "В журнале же не рассказывали, как строить дом из стеклотары. Я до всего сам додумался, разработал технологию. В результате у меня в квартире собралась стопка почти из двухсот эскизов проекта. Когда показал их своим ребятам в цеху, те смеялись, мол, строй лучше из кирпича и кончай выделываться". Энтузиаст же только отмахивался и тратил все силы на поиск бутылок. Материал для дома он находил в парках, на мусорниках, пунктах приема тары и ресторанах.
Подхватили идею и друзья семьи, на каждое застолье приносили шампанское, зная, что могут порадовать хозяина не только содержимым бутылки. "Уже дошло до того, что я приезжаю на дачу, а у меня тут под калиткой бутылки лежат. Это соседи сносят. Мне уже и не надо, а соседи все равно несут под двор бутылки".
О колоритной таре-стройматериале Владимир Кириллович может говорить долго: советская бутылка из-под шампанского и современная имеют множество отличий, новые стали тоньше, сейчас перестали ставить знак качества на бутылки. "У меня одна стена полностью из советской стеклотары, другая — из современной, — завершает экскурсию пенсионер. — Этот материал ничем не хуже кирпича — закатанные в бетон бутылки не получается разбить ничем, даже молотком. Внутри такого дома очень тепло зимой и прохладно летом, так как создается специальная воздушная подушка, к тому же здесь всегда очень хорошая аура — усталость как рукой снимает".
Уникальными особенностями обладает бутылочная овальная башня с двенадцатью окнами. Хозяйка дома Людмила Сыса говорит, что в башне очень хорошо растут цветы. "Я мечтаю сделать здесь оранжерею, — улыбается женщина. — Весной посадила здесь огурцы в ведрах, а в начале июня мы урожай уже собрали. Хорошее место. Сейчас наверху растут лимонные деревья и комнатные цветы, а хочу я посадить там еще и экзотику, финики, например".
Кстати, Людмила — главный помощник Владимира Кирилловича в строительстве. Жена сначала неохотно ездила на дачу, больше времени проводила дома, но после выхода на пенсию сдалась: "Тогда я поняла всю прелесть этого места. Я поддерживала мужа: все бутылки мыли вместе с внучкой и невесткой. А когда надо было, так я и ведра с цементом таскала на второй этаж. К основной работе меня муж не допускал, но всю подсобную я делала". Сейчас женщина занимается садом и помогает мужу строить бассейн.
Владимир Сыса с детства любил строить, в школе мастерил дома на деревьях, в училище занялся более серьезными вещами. "Я же никакого архитектурного образования не имею, слесарь по образованию. Всю жизнь на заводе, но в свои силы поверил, когда занял третье место на всесоюзном конкурсе на ВДНХ — мы с одногруппниками специальный токарный станок создали". Все свое умение пенсионер воплощает на пяти сотках своего участка: помимо чудо-дома, здесь есть сауна, аллейка из бутылок, строится бассейн. За все это добро пенсионеру предлагали сто тысяч гривен, но он отказался. "Этот дом будет моим сыновьям, в нем вся моя душа!"
Кстати, первый бутылочный дом появился в США еще в начале прошлого века. Страстный любитель пива Уильям Пек сначала ради спортивного интереса просто складировал бутылки на участке, а потом закатал их в бетон. На строительство небольшого пивного домика ушло 10 тысяч бутылок. Он был очень прост — четыре стены и крыша, но эффект произвел колоссальный. Когда о необычном доме в штате Невада прознали местные власти, то предложили включить его в список достопримечательностей города Тонопа.