Ситуация радикально изменилась в начале 90-х: с одной стороны, зарождение рыночных отношений и появление коммерческих банков, с другой — стремительный рост криминала. Возникла необходимость в специальном инкассаторском транспорте, обеспечивающем должный уровень защиты при перевозке денег и других ценностей.
Грузовики КамАЗ-53212 Банка России на территории Петропавловской крепости перед Санкт-Петербургским монетным двором Гознака
Служба инкассации прошла долгий и непростой путь, и всегда основная тяжесть работы по обеспечению перевозок наличности ложилась на плечи инкассаторов. «Революционными» для отечественной службы инкассации стали 80-е — начало 90-х годов XX века. После упразднения в 1982 году в структуре Российской конторы Госбанка Управления эмиссионных и кассовых операций, был образован самостоятельный отдел инкассации, отвечающий за совершенствование методик и организацию этой специфической службы. В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. В результате начавшегося в Советском Союзе процесса реформирования экономических с труктур и осуществления в 1987-88 годах банковской реформы возникла новая структура центрального аппарата Госбанка СССР, в составе которой было создано Хозрасчетное объединение инкассации. В него вошли вначале 15, а к августу 1988 года уже 71 республиканское управление инкассации, в том числе Российское республиканское управление инкассации Государственного банка РСФСР. В этом же году служба была переименована в Российское объединение инкассации, «РОСИНКАС».
Инкассаторский RAF-Labbe
Именно во второй половине 80-х, в связи со структурными реформами банковской системы, а также ростом числа нападений на инкассаторские машины, появилась потребность в спецтехнике. «Броневики» для инкассаторов время от времени строились и раньше, но это, скорее, были опыты и эксперименты, нежели реальные попытки обеспечить службу надежной техникой.
Статья из газеты АВТО про инкассаторские автомобили за 1994 год
На сей раз к проблеме подошли основательно, на государственном уровне, и... обнаружили, что отечественные производители «на данном историческом этапе» ничего предложить не могут. Пришлось объявить конкурс среди иностранных фирм, победу в котором присудили (по политическим соображениям) бронированному автомобилю, построенному французской фирмой Labbe на базе РАФ-2203. В 1988 году несколько десятков серийных RAF-Labbe поступили на службу в «РОСИНКАС». Тогда же появился и первый ГОСТ, регламентирующий спецокраску и спецсигналы инкассаторских машин. На бежевый кузов автомобиля наносились зеленые полосы, допускалось использование синей «мигалки».
Инкассаторский RAF-Labbe
Почти сразу к перспективной «теме» подключились отечественные производители. Страна вступала в пору рыночной экономики, и на рубеже 80-90-х недооцененные советской бюджетной системой специалисты получили возможность создавать собственные предприятия. В ноябре 1989 года в Набережных Челнах было основано НПО «Коналю» (от сокращения словосочетания «конструкционный алюминий»), изначально специализировавшаяся именно на разработке и производстве бронеавтомобилей для инкассаторов. Первый бронеавтомобиль «Коналю-2928» на базе полноприводной УАЗовской «буханки» 39-й серии собран в августе 1990года.
Коналю-2963 на шасси УАЗ
В 1990 году было создано «Малое предприятие «Московский инженерный центр «ДИСА», основным видом деятельности которого являлась разработка конструкций и производство специальной техники, в том числе и бронированной. Предприятие одним из первых изготовило бронеавтомобиль «ДИСА-1912 Заслон» на базе автомобиля УАЗ-3741 с колесной формулой 4x4. Выбор полноприводной УАЗовской платформы в качестве базовой для первых отечественных разработок объяснялся, во-первых, соответствием ее возможностей специфическим требованиям, предъявляемым к инкассаторским машинам, а во-вторых, доступностью, в том числе и ценовой.
ДИСА-1912 "Заслон" на шасси УАЗ
В начале 90-х начали появляться первые отечественные коммерческие банки. Большинство из них для перевозки наличности предпочитали не обращаться к услугам «РОСИНКАС», а обзаводились собственными инкассаторскими службами, закупая необходимую технику на рынке. Соответственно, этот рынок следовало насытить исходя из его конъюнктуры. Однако попытки коммерческих банков сэкономить на транспорте вовсе не означали, что ведущие разработчики и производители «спецсредств» относились к своему делу безответственно. Например, в 1994 году президент «Коналю» К. Бабиков описывал процесс создания «броневиков» на своей фирме так: «Первое, что мы сделали, — построили «модель нападения», где учли тип оружия, место, время, особенности маршрута, типичные приемы и повадки преступников, которые нападали на машины инкассаторов у нас и за рубежом. Отталкиваясь от «модели нападения», разработали защиту и приступили к производству бронеавтомобиля». Вскоре выяснилось, что подобную работу вели и другие отечественные предприятия.
Инкассаторский автомобиль ШЗСА-3939 на шасси УАЗ-31512, разработанный совместно НАМИ и ТОО "Крона"
Более того, в первой половине 90-х уже были приняты ГОСТы (характеристики классов защиты средств индивидуальной бронезащиты), на соответствие которым производителям выдавались сертификаты, позволяющие регистрировать инкассаторские автомобили в ГАИ по своей специальности. Такая регистрация освобождала водителей инкассаторских машин от обязанности выполнять требования сотрудников автоинспекции по досмотру. К 1994 году Сертификаты НИИ спецтехники МВД РФ получили пять машин.
Инкассаторский автомобиль АС-1925 "Онега"
В категории «А» (инкассирование внутри города, грузоподъемность 300-400 килограммов, три человека экипажа) — бронированный автомобиль-фургон «Коналю-2928» (торговая марка «Коналю-330») на шасси УАЗ-3962; модель «Броспер» (бронированное средство передвижения), также на шасси УАЗа производства ассоциации ЭЛЛУР (Ульяновск); и броневик центра гибких технологий (Москва).
В категории «Б» (межобластные и междугородные перевозки, грузоподъемность три и более тонн, экипаж — пять человек) соответствие требованиям ГОСТа было задокументировано в отношении модели СА-3980 на шасси ЗИЛ производства АО «Метровагонмаш» и автомобиля «Коналю-4828» на шасси «Урала». Следует подчеркнуть, что к этому времени появилось немало мелких фирм, пытающихся производить инкассаторскую бронетехнику «мимо» ГОСТов и сертификатов, однако постепенная смена «дикого» рынка рынком цивилизованным расставила все на свои места. Во второй половине 90-х большая часть мелких коммерческих банков-однодневок прекратила свое существование, а оставшиеся «посолиднели» и стали уделять много внимания как надежности своих инкассаторских служб, так и имиджу.
Инкассаторский грузовик класса Б "Коналю-4828"
В результате появился устойчивый спрос на «статусные» инкассаторские автомобили. Одним из самых эффектных представителей «броневиков» такого типа является «Ирбис» 19522, который санкт-петербургское предприятие ООО «ГАС» строит на базе джипов Ford Ranger по технологии внутреннего бронирования. При этом появление подобных машин нельзя считать инженерной самодеятельностью. Помимо Сертификатов соответствия броневой защиты ГОСТу Р 50963-96, для производства таких машин были получены ОТТС (одобрение типа транспортного средства) и разрешения заводов-изготови гелей на использование базовых шасси. Предпринимались и попытки закупки готовых импортных бронированных автомобилей, но практика показала, что превосходство над российскими аналогами в области второстепенных, не слишком важных «гаджетов» не стоит тех денег, которые за эти машины приходилось платить.
Инкассаторский автомобиль "Ирбис" 19522 на шасси Ford Ranger
Не исчез спрос и на спецтехнику, созданную на базе отечественных автомобилей. В течение последних двадцати лет инкассаторский мундир от разных производителей примерили не только идеально вписывающиеся в инкассаторскую «идеологию» ульяновские полноприводники и «Нивы», но и модели, на первый взгляд, не слишком совместимые с образом броневика: автобусы ПАЗ, «Газели» идажетольяттинский минивэн ВАЗ-2120 «Надежда»