Тем не менее, учитывая соотношения площади города (1104 км ² ) и его численность (7 миллионов), Гонконг является одним из самых густонаселенных регионов мира.
Стоимость аренды жилья очень высока и начинается с отметки 140 долларов за квадратный метр площади. Поэтому многие одинокие люди и даже семьи вынуждены жить в небольших помещениях, в которых, как кажется, выжить крайне сложно.
Типичная картина проживания в маленьких квартирках довольно грустная. Кровать занимает большую часть площади помещения и часто выполняется в двухъярусном варианте. Полки завалены продуктами питания, одеждой, туалетными принадлежностями и всевозможными бытовыми предметами.
Эти снимки были сделаны в районах Sham Shui Po, Yau Tsim Mong и Kowloon City, но точно такая же картина наблюдается во всех 18 районах города.
Директор гонконгского отделения SoCO (Society for Community Organisation), Хо Хей Вах, сказал следующее: «Гонконг считается одним из самых богатых городов в мире. Тем не менее, под этой процветающей облицовкой скрывается социальное неравенство в виде многочисленной группы неимущих, которые брошены на произвол судьбы.
Сотни тысяч людей — безработные, эмигранты и больные все еще живут в домах, состоящих из квартир-ячеек, в борьбе за выживание. А в то же время богатство города продолжает увеличиваться«.
Город прошел через период беспрецедентного экономического бума в 1970-х, но в то же время колониальное правительство стало символом безудержной коррупции.
Хо Хей Вах сказал, что он жил в большей нищете, чем те люди, которые сегодня проживают в бедных районах. SoCO была образована в 1971 году священнослужителями и активистами, которые предвидели рост социальной несправедливости и предпринимали шаги в ее предотвращении. Но даже теперь, 40 лет спустя и после воссоединения с Китаем, бедные по-прежнему находятся вне зоны интересов власти.
Я побывал в обычной трехкомнатной квартире вот в таком доме на 19 этаже. Общая площадь — 28 кв. метров.
Лестничная площадка. Интересный момент: в здании два лифта, один останавливается на четных этажах, другой — на нечетных.
Почтовые ящики на первом этаже. Все чисто и аккуратно.
Картинка с видеокамер транслируется на экран перед лифтами. Как-то читал, что только в России существуют консьержи. Это не так: вот он, на верхней правой фотографии.
Вид из первой комнаты, по совместительству это холл. Слева входная дверь, за шторой — окно. Справа за стенкой ванная комната, а дальше спальня.
Вид от входной двери. Кухня справа, по центру холл (он очень большой).
Обычная ванная. Уменьшать тут нечего.
Первая спальня, 5 кв. метров. Кровать от стены до стены.
В форточку встроен моноблок кондиционера.
Вторая спальня, она чуть больше — метров 6.
Кухня меньше ванной — всего 2,5 кв. метра.
Не знаю, сколько стоит такая квартира в социальный найм для местных жителей, но ее аренда для иностранцев (в ней сейчас живут два студента) составляет 60 тысяч рублей в месяц. Вот так и живут.
[media=https://www.youtube.com/watch?v=EDFxZZjWALQ]
Жилплощадь размером чуть больше одного квадратного метра. И это в Гонконге — городе, который поражает невероятной архитектурой и видами! Дома-коробки вынуждены обживать те, кто о покупке собственного жилья только мечтает. Согласно официальной статистике, таких людей — полмиллиона. На деле число их постоянно растет.
Изнанка роскоши. Жилплощадь размером чуть больше одного квадратного метра. И это в Гонконге — городе, который поражает невероятной архитектурой и видами! Дома-коробки вынуждены обживать те, кто о покупке собственного жилья только мечтает. Согласно официальной статистике, таких людей — полмиллиона. На деле число их постоянно растет.
Доступное жилье по-китайски. В маленькой комнате нет кухни и общий санузел, зато у каждого свои четыре стены. Будто полки в шкафу, деревянные ящики стоят один на другом. 180 на 60 сантиметров. Всего 26 коробок. И во всех из них живут люди.
«Тут у меня вещи — все, что мне нужно. Есть розетки, кое-какая посуда, запасы лапши, одежда — у меня ее немного. Чтобы поместился телевизор, пришлось лишнее выбросить», — говорит диспетчер такси А Кей.
Как и у всех тут, у А Кей есть постоянная работа. Треть его зарплаты идет хозяину квартиры. В месяц за аренду он отдает 2000 местных долларов, это примерно 10 тысяч рублей. Жилья дешевле в перенаселенном Гонконге просто не найти.
За последние два года цены на недвижимость здесь подскочили почти на четверть, превращая Гонконг в самый дорогой город на континенте. И в то же время, в самый недоступный для покупки жилья. По статистике, для каждого третьего гонконгца своя квартира — это только мечта.
Дома-коробки — обратная сторона роскошного города. В 50-х годах прошлого века это были кровати, огороженные металлическими прутьями. Как правило, в них селились бедные мигранты из КНР. С тех пор потребность в таком жилье только возросла. Его модернизировали. Клетки превратились в коробки. И большинство их жителей теперь местные.
«Точных цифр нет. В Гонконге дома такого типа должны иметь лицензию, но она есть далеко не у всех квартир, они просто незаконны. По нашим подсчетам, сейчас в домах-клетках живет около 200 000 человек», — сообщила активист общественной организации Соко Цзе Лайшань.
Житель коробки номер 24 Чан Вантэк уже два года как банкрот. Чтобы расплатится по долгам, он продал свою квартиру и переехал сюда. Говорит, решил начать все заново, устроился в офис мелким клерком.
«Здесь у меня ничего нет. Я не завожу друзей и не обживаюсь, потому что не собираюсь оставаться тут надолго. На работе я никому не рассказываю, где живу, и наче просто засмеют», — говорит Чан Вантек.
Зарплаты Чана на покупку квартиры, конечно, не хватит. Он встал в очередь на социальное жилье. По закону, все нуждающиеся имеют на него право. В листе ожидания полмиллиона человек. Среди них и Ли Сьючжэ. Он ждет уже 12 лет.
«Мне 65, надеюсь, еще успею пожить в нормальной квартире», — говорит дворник Ли Сьючжэ.
Свою коробку он называет шкатулкой, главная драгоценность в которой музыкальный проигрыватель. Голоса любимых певцов и фотографии детей помогают ему надеяться на лучшее.
«Власти говорят о возможном росте строительства жилых домов, это должно разрешить сложившуюся ситуацию, если они смогут найти необходимую для этого территорию. Такие земли есть на островах, но их нужно осваивать», – отмечает архитектор Кит Гриффитс.
Впрочем, активисты подсчитали, на освоение и строительство уйдет не менее 20 лет. К тому времени и число обитателей таких домов значительно возрастет. А пока каждый из них надеется раз и навсегда выбраться из коробки.
[media=https://www.youtube.com/watch?v=oAXgZkoJlmE]