Павел Волков полгода ездил на полицейские рейды в поисках нелегальных мигрантов и фотографировал тех, кто живет в России незаконно и находится в шаге от депортации.
— В наше время нелегальная миграция из локальной проблемы какой-либо отдельно взятой страны превратилась в проблему мирового масштаба. Вооруженные конфликты, войны, межрелигиозные распри, межэтнические столкновения, эпидемии и болезни, голод и нищета гонят людей из родных мест и заставляют их отправляться на поиски лучшей жизни в другие страны.
Мужчина во время рейда правоохранительных органов по выявлению мест незаконного проживания мигрантов. Был задержан в подвале жилого дома, где несколько недель жил без света и канализации. Был разнорабочим на стройке недалеко от места проживания.
По неофициальным данным, каждый год в Москву прибывает около 2 миллионов трудовых мигрантов. Лишь 30 % из них — официально. Законы, регламентирующие порядок их пребывания и работы в России, ужесточаются, патенты на работу стоят денег, процедура регистрации требует времени, поэтому большая часть мигрантов находится и работает на российской территории нелегально. Работодателям же зачастую выгодно иметь дело с нелегалами: их труд обходится дешевле. В основном приезжие выполняют черновую и малооплачиваемую работу, не требующую высокой квалификации. Они устраиваются разнорабочими на стройки, дворниками, уборщиками. Заработки мигрантов невелики, но позволяют им содержать свои семьи, оставшиеся на родине. Большинство мигрантов едут на заработки в Россию, потому что дома просто нет возможности заработать столько, сколько здесь.
Мужчина во время рейда правоохранительных органов по выявлению мест незаконного проживания мигрантов. Жил в подвале, на самодельной кухне. Из-за отсутствия мебели и холодильника продукты хранились на полу. Единственным источником света была небольшая лампочка.
Однако не все мигранты приезжают в Россию, чтобы работать на стройке или подметать улицы. На их долю приходится немалое количество довольно серьезных преступлений — разбои, грабежи, торговля наркотиками, — что привлекает к ним еще более пристальный интерес правоохранителей. Самое распространенное нарушение — незаконное пребывание в стране. Задержанные из-за нарушений миграционного режима приезжие подвергаются депортации с запретом въезда в Россию на пять лет.
В своем фотопроекте я хотел показать людей, которые хоть и живут в Москве, но существуют вне закона и находятся в шаге от депортации. Я снимал их во время задержания полицией в местах нелегального проживания, во время проверок и специальных мероприятий, которые регулярно организовывают правоохранительные органы. Многие из этих людей не в состоянии оплачивать съемное жилье и патенты на работу. Они селятся в заброшенных домах и подвальных помещениях. Им приходится выживать в чужой стране, не всегда гостеприимной и дружелюбной. Статус нелегала для этих людей — это вынужденная мера. Они покинули родные дома, оставив самое дорогое там, где-то далеко, а здесь они — вне закона, вне социума, под пристальным вниманием полиции, миграционной службы, под косыми взглядами прохожих на улицах.
Мужчина в квартире, где проживали около 15 мигрантов. Квартира была оборудована двухъярусными кроватями.
В то же время на нелегалах делают деньги, порой немалые. Существует теневой бизнес по созданию нелегальных общежитий на территориях промзон, на окраинах городов, куда за небольшие деньги селят мигрантов. Тем не менее полиция и Федеральная миграционная служба регулярно проводят рейды по подобным местам, в результате которых часть мигрантов депортируют из России.
Мужчина, задержанный на территории стройки, где размещался вагончик, в котором он и проживал.
Молодой человек, задержанный в общежитии на окраине Москвы. Общежитие было легальным, в нем в основном селились трудовые мигранты. Поскольку руководство общежитий часто закрывает глаза на проживающий у них контингент, такие места часто становятся объектом внимания правоохранительных органов.
Ребенок, обнаруженный во время рейда в промзоне в рабочем квартале Москвы. Ребенок жил вместе с родителями в самодельном домике, построенном на территории промзоны. На момент рейда родители находились на работе, ребенок был дома один.
Женщина, задержанная во время рейда в новой квартире. Незаконно проживала в одной из квартир незаселенной новостройки. Пока мужчины находятся на работе, женщины обычно остаются в квартире, выполняя роль домработниц.
Граждане, задержанные при полицейском рейде на овощном рынке.
Ребенок в полицейском автобусе во время рейда. Девочка была задержана вместе со своими родителями в общежитии нелегальных мигрантов.
Мужчина, нелегально проживающий в еще не заселенной квартире в новостройке. Квартира находится на первом этаже, мужчина работал дворником во дворе дома, в котором проживал.
Мужчина во время задержания в помещении, незаконно оборудованном под общежитие, на территории автопарка на окраине Москвы. Мужчина был работником данного автопарка.
Мужчина во время задержания в помещении, незаконно оборудованном под общежитие, на территории автопарка на окраине Москвы. Был работником данного автопарка.
Мужчина, задержанный в самодельном доме, оборудованном для проживания нескольких рабочих на территории промзоны.
Мужчина, задержанный на территории стройки, где размещался вагончик, в котором он жил.
Женщина во время рейда правоохранительных органов по выявлению мест незаконного проживания мигрантов. Жила в двухкомнатной квартире, плотно заселенной мигрантами. В квартире проживало около 15 человек, она была поделена на женскую и мужскую половины.
Мужчина во время задержания в помещении, незаконно оборудованном под общежитие, в здании автомойки для большегрузных машин. Был работником автомойки.
Мужчина в отделении полиции во время фотографирования на фоне ростовой линейки. Задержанные нелегалы проходят процедуру фотографирования и занесения фотографий в полицейскую базу.