Зверем 666 его нарекла родная мать — за бунтарский характер и отказ учить Библию. Богобоязненная женщина из викторианской Англии еще не знала, какую услугу оказывает своему непокорному сыну. Он стал выдающимся поэтом и художником. Стал эзотериком, изучавшим все аспекты сверхъестественного: от традиционных религий до древних культов и сатанизма.
![]()
Он создал собственную антирелигию. Он бросил вызов традиционной морали, хоть и не смог ее победить до конца. Певцы от Оззи Осборна до Робби Уильямса будут посвящать ему песни. И да, он с удовольствием подписывался прозвищем, данным маменькой. Но главное — в самом начале нового времени, прагматичного XX века, он показал, что в нем есть и всегда будет место для магии и авантюры.
Поэт
Он родился в конце XIX века в состоятельной английской семье, а умер в середине XX в бедности. Между тем и этим он прожил головокружительную жизнь провокатора, плейбоя и мистификатора. Он начал как поэт — обучение в Кембридже на факультете английской литературы помогло войти в нужные круги, а унаследованное состояние — не думать о таких мелочах, как хлеб насущный и цензура.
![]()
Для викторианской эпохи с ее жесткими сексуальными ограничениями и пуританской этикой стихи Кроули были не просто бунтарскими, а слишком вызывающими и совершенно неприемлемыми. Первые его сборники эротической поэзии «Белые пятна» и «Облака без воды» были немедленно запрещены. Напомним, что английского математика Алана Тьюринга, который был моложе Алистера, довели до самоубийства — просто за то, что он был гомосексуалистом.
![]()
Однако же за строфами, описывающими жесткий БДСМ, многие проглядели главный месседж его поэзии: провозглашение наступления нового времени, эры Водолея (Эона Гора). Времени, когда человек должен жить соответственно своему предназначению и своим истинным желаниям — линия, которой Кроули остался верен до конца .
Кстати, в 1897-м будущий маг посещал Санкт-Петербург и даже изучал русский — вроде бы, хотел начать там дипломатическую карьеру. Некоторые биографы считают, что на самом деле в Кембридже его завербовали в британскую разведку и в России он был на задании. Достойное занятие для джентльмена тех лет.
Развратник и наркоман
Сексуальные приключения будущего великого мага фраппировали весь Лондон. Говорят, что его первое мистическое прозрение случилось после первого же опыта однополой любви. Скандальная гомосексуальная связь с поэтом Виктором Нойбургом шокировала общественность раньше романов Оскара Уайльда. На Фулхэм-роуд Кроули имел квартиру, куда наведывались светские дамы в поисках особых наслаждений. Начало этому положила одна из его любовниц Анни Ритглер, которой нравилось, когда ее били кнутом.
![]()
Что до наркотиков, то в открытую экспериментировать с героином Кроули начал сильно раньше Анны «героин собственность модели« Тэо. Несмотря на оголтелое викторианство, героин тогда был легален — его прописывали в аптеках как обезболивающее. Поэт страдал от жестких приступов астмы и, конечно, подсел.
![]()
Это было не единственное вещество, которым баловался маг: после себя он оставил массу материалов — отчетов об употреблении опиума, гашиша, эфира, кокаина, героина и еще много чего другого. В Париже Зверь 666 активно экспериментировал с мескалином, попутно приобщив к этому занятию писателя Теодора Драйзера. А в Берлине, по слухам, и Олдоса Хаксли, автора «Нового прекрасного мира«, нобелевского лауреата и тоже любителя веществ.
![]()
Однако, в отличие от Анны Тэо, Кроули был требователен к себе. Как человек, проповедовавший истинную волю, он не мог позволить себе зависимость: культовая книга «Дневник наркомана», написанная в этот период, документирует его тяжелую борьбу с наркоманией. Главный герой романа побеждает пристрастие к кокаину и героину с помощью магических практик и осознания своего предназначения.
![]()
Наркотические трипы, несколько браков и бесчисленные «Багряные жены», жрицы Телемы, с которыми Кроули занимался сексуально-магическими практиками, — это лишь вершина айсберга. Однако все это было призвано служить одной-единственной цели: обретению мистического экстаза и магического прозрения.
Маг и оккультист
В 20-х годах на Сицилии Кроули основал «Аббатство Телемы», своего рода колледж собственного магического учения. Название он позаимствовал из сатирического романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1534), в котором фигурирует община под таким же названием. У Рабле жизнь в Телеме «была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению». Превратить праздник непослушания в религию — это ли не круто?
![]()
«Опиум, кокаин, эфир, морфин, героин и гашиш так же, как вино и ликеры, хранились у него в комнате. Наркотики были доступны для всех. А для маленького Ганси была припасена бутылка бренди; ему, как рассказывала Альма Хирсиг, было интересно, на что похоже бренди», — так описывает нравы аббатства историк Джон Саймондс.
![]()
«Твори свою Волю, таков да будет весь закон», — гласил главный принцип Телемы. Волю Кроули понимал как истинное желание человека, его предназначение и призвание. И все, что он делает, то, как он живет, должно обязательно резонировать с его истинной волей. И в поиске этой «истинной Воли» заключается цель поиска самореализации. Иными словами: «Делай то, что хочешь».
![]()
Помощи высших сил для этого не требуется; человеку самому необходимо «раскопать» свое истинное Я. А для этого надо избавиться от бессознательных влияний, взяв их под контроль сознания. Одним из инструментов для этого у Кроули была «сексуальная магия» — особый вид практик, направленных на то, чтобы подчинить себе сексуальную энергию и направить ее на познание себя и своей Воли (прямо по Фрейду).
![]()
В 1923 году всех поклонников Телемы с Сицилии изгнали фашисты — даже для них магические и сексуальные эксперименты Кроули оказались чуть-чуть слишком.
![]()
Ходят слухи, что именно брат Пердурабо, он же Зверь 666, он же Алистер Кроули, стал идейным основоположником Викки — неоязыческого колдовства, которым до сих пор увлекаются странные люди в дурацких шапках и с волосами всех цветов радуги. Говорят, великий мистификатор за деньги прописал для Джеральда Гарднера (официального основателя Викки) основные ритуалы. Причем, насколько серьезно он все это делал, до сих пор не ясно.
![]()
Вместе с художницей Фридой Харрис Кроули создал культовую колоду Таро, пользующуюся потрясающим успехом в наше время, — «Таро Тота». И, что самое главное, в XX веке Алистеру Кроули удалось стать поп-фигурой, собирательным образом мага, «человеком, говорящим с мертвыми».
![]()
Вдохновитель
Он попал на обложку альбома «Битлз», ему посвящали песни Дэвид Боуи, Робби Уильямс, Оззи Осборн и еще пара десятков металлических групп.
![]()
Он сильно повлиял на американского ученого-ракетостроителя, конструктора твердотопливных двигателей и впоследствии оккультиста Джека Парсонса — про него сериал «Странный ангел» недавно сняли CBS. Парсонс погиб в лаборатории от взрыва. Считается, что ракетчик бредил «огнем Бабалон» (главной телемитской богини), поэтому взрыв и смерть от огня неслучайны.
Наверняка это не подтверждено, но некоторые исследователи находят идеи Кроули у Оскара Уайльда в «Портрете Дориана Грея»:
«Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем».
![]()
Вполне возможно, что поэты общались через Аду Леверсон, близкую подругу Уайльда и любовницу Кроули, которой Оскар Уайльд дал прозвище Сфинкс и про которую сказал, что непременно бы влюбился в нее, если бы она была мужчиной.
![]()
Во время войны Кроули познакомился с Яном Флемингом, будущим автором книг о Джеймсе Бонде. Говорят, что Флеминг предложил оккультисту работать на британскую разведку и предлагал, ни больше ни меньше, вызвать у Гитлера интерес к оккультным практикам.
![]()
Писатель Джон Фаулз достаточно явно и ярко выводит образ Кроули в романе «Волхв», а сам роман очень напоминает кроулинский «Дневник наркомана», хотя, конечно, Фаулз в этом не признается.
![]()
Отголоски его идей и магических работ прослеживаются почти у всех известных оккультистов XX века: Кеннета Гранта, Остина Османа Спейра, Джеральда Гарднера.
![]()
Несмотря на скандальную репутацию и сатанинский ореол, Алистер был человеком бешеной харизмы, подчиняя себе и мужчин, и женщин. Идеи его распространялись, как лесной пожар, заражая почти всех, кто так или иначе оказывался рядом — и в Европе, и в обеих Америках.
Хоть умирал брат Пердурабо и Зверь 666 в ужасающей нищете и героиновой зависимости (под конец жизни он все-таки снова сел на героин, выписанный врачами), жизнь он прожил так, что «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».