Он создал собственную антирелигию. Он бросил вызов традиционной морали, хоть и не смог ее победить до конца. Певцы от Оззи Осборна до Робби Уильямса будут посвящать ему песни. И да, он с удовольствием подписывался прозвищем, данным маменькой. Но главное — в самом начале нового времени, прагматичного XX века, он показал, что в нем есть и всегда будет место для магии и авантюры.
Поэт
Он родился в конце XIX века в состоятельной английской семье, а умер в середине XX в бедности. Между тем и этим он прожил головокружительную жизнь провокатора, плейбоя и мистификатора. Он начал как поэт — обучение в Кембридже на факультете английской литературы помогло войти в нужные круги, а унаследованное состояние — не думать о таких мелочах, как хлеб насущный и цензура.Для викторианской эпохи с ее жесткими сексуальными ограничениями и пуританской этикой стихи Кроули были не просто бунтарскими, а слишком вызывающими и совершенно неприемлемыми. Первые его сборники эротической поэзии «Белые пятна» и «Облака без воды» были немедленно запрещены. Напомним, что английского математика Алана Тьюринга, который был моложе Алистера, довели до самоубийства — просто за то, что он был гомосексуалистом.
Однако же за строфами, описывающими жесткий БДСМ, многие проглядели главный месседж его поэзии: провозглашение наступления нового времени, эры Водолея (Эона Гора). Времени, когда человек должен жить соответственно своему предназначению и своим истинным желаниям — линия, которой Кроули остался верен до конца .
Кстати, в 1897-м будущий маг посещал Санкт-Петербург и даже изучал русский — вроде бы, хотел начать там дипломатическую карьеру. Некоторые биографы считают, что на самом деле в Кембридже его завербовали в британскую разведку и в России он был на задании. Достойное занятие для джентльмена тех лет.
Развратник и наркоман
Сексуальные приключения будущего великого мага фраппировали весь Лондон. Говорят, что его первое мистическое прозрение случилось после первого же опыта однополой любви. Скандальная гомосексуальная связь с поэтом Виктором Нойбургом шокировала общественность раньше романов Оскара Уайльда. На Фулхэм-роуд Кроули имел квартиру, куда наведывались светские дамы в поисках особых наслаждений. Начало этому положила одна из его любовниц Анни Ритглер, которой нравилось, когда ее били кнутом.Что до наркотиков, то в открытую экспериментировать с героином Кроули начал сильно раньше Анны «героин собственность модели« Тэо. Несмотря на оголтелое викторианство, героин тогда был легален — его прописывали в аптеках как обезболивающее. Поэт страдал от жестких приступов астмы и, конечно, подсел.
Это было не единственное вещество, которым баловался маг: после себя он оставил массу материалов — отчетов об употреблении опиума, гашиша, эфира, кокаина, героина и еще много чего другого. В Париже Зверь 666 активно экспериментировал с мескалином, попутно приобщив к этому занятию писателя Теодора Драйзера. А в Берлине, по слухам, и Олдоса Хаксли, автора «Нового прекрасного мира«, нобелевского лауреата и тоже любителя веществ.
Однако, в отличие от Анны Тэо, Кроули был требователен к себе. Как человек, проповедовавший истинную волю, он не мог позволить себе зависимость: культовая книга «Дневник наркомана», написанная в этот период, документирует его тяжелую борьбу с наркоманией. Главный герой романа побеждает пристрастие к кокаину и героину с помощью магических практик и осознания своего предназначения.
Наркотические трипы, несколько браков и бесчисленные «Багряные жены», жрицы Телемы, с которыми Кроули занимался сексуально-магическими практиками, — это лишь вершина айсберга. Однако все это было призвано служить одной-единственной цели: обретению мистического экстаза и магического прозрения.
Маг и оккультист
В 20-х годах на Сицилии Кроули основал «Аббатство Телемы», своего рода колледж собственного магического учения. Название он позаимствовал из сатирического романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1534), в котором фигурирует община под таким же названием. У Рабле жизнь в Телеме «была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению». Превратить праздник непослушания в религию — это ли не круто?«Опиум, кокаин, эфир, морфин, героин и гашиш так же, как вино и ликеры, хранились у него в комнате. Наркотики были доступны для всех. А для маленького Ганси была припасена бутылка бренди; ему, как рассказывала Альма Хирсиг, было интересно, на что похоже бренди», — так описывает нравы аббатства историк Джон Саймондс.
«Твори свою Волю, таков да будет весь закон», — гласил главный принцип Телемы. Волю Кроули понимал как истинное желание человека, его предназначение и призвание. И все, что он делает, то, как он живет, должно обязательно резонировать с его истинной волей. И в поиске этой «истинной Воли» заключается цель поиска самореализации. Иными словами: «Делай то, что хочешь».
Помощи высших сил для этого не требуется; человеку самому необходимо «раскопать» свое истинное Я. А для этого надо избавиться от бессознательных влияний, взяв их под контроль сознания. Одним из инструментов для этого у Кроули была «сексуальная магия» — особый вид практик, направленных на то, чтобы подчинить себе сексуальную энергию и направить ее на познание себя и своей Воли (прямо по Фрейду).
В 1923 году всех поклонников Телемы с Сицилии изгнали фашисты — даже для них магические и сексуальные эксперименты Кроули оказались чуть-чуть слишком.
Ходят слухи, что именно брат Пердурабо, он же Зверь 666, он же Алистер Кроули, стал идейным основоположником Викки — неоязыческого колдовства, которым до сих пор увлекаются странные люди в дурацких шапках и с волосами всех цветов радуги. Говорят, великий мистификатор за деньги прописал для Джеральда Гарднера (официального основателя Викки) основные ритуалы. Причем, насколько серьезно он все это делал, до сих пор не ясно.
Вместе с художницей Фридой Харрис Кроули создал культовую колоду Таро, пользующуюся потрясающим успехом в наше время, — «Таро Тота». И, что самое главное, в XX веке Алистеру Кроули удалось стать поп-фигурой, собирательным образом мага, «человеком, говорящим с мертвыми».
Вдохновитель
Он попал на обложку альбома «Битлз», ему посвящали песни Дэвид Боуи, Робби Уильямс, Оззи Осборн и еще пара десятков металлических групп.Он сильно повлиял на американского ученого-ракетостроителя, конструктора твердотопливных двигателей и впоследствии оккультиста Джека Парсонса — про него сериал «Странный ангел» недавно сняли CBS. Парсонс погиб в лаборатории от взрыва. Считается, что ракетчик бредил «огнем Бабалон» (главной телемитской богини), поэтому взрыв и смерть от огня неслучайны.
Наверняка это не подтверждено, но некоторые исследователи находят идеи Кроули у Оскара Уайльда в «Портрете Дориана Грея»:
«Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем».
Вполне возможно, что поэты общались через Аду Леверсон, близкую подругу Уайльда и любовницу Кроули, которой Оскар Уайльд дал прозвище Сфинкс и про которую сказал, что непременно бы влюбился в нее, если бы она была мужчиной.
Во время войны Кроули познакомился с Яном Флемингом, будущим автором книг о Джеймсе Бонде. Говорят, что Флеминг предложил оккультисту работать на британскую разведку и предлагал, ни больше ни меньше, вызвать у Гитлера интерес к оккультным практикам.
Писатель Джон Фаулз достаточно явно и ярко выводит образ Кроули в романе «Волхв», а сам роман очень напоминает кроулинский «Дневник наркомана», хотя, конечно, Фаулз в этом не признается.
Отголоски его идей и магических работ прослеживаются почти у всех известных оккультистов XX века: Кеннета Гранта, Остина Османа Спейра, Джеральда Гарднера.
Несмотря на скандальную репутацию и сатанинский ореол, Алистер был человеком бешеной харизмы, подчиняя себе и мужчин, и женщин. Идеи его распространялись, как лесной пожар, заражая почти всех, кто так или иначе оказывался рядом — и в Европе, и в обеих Америках.
Хоть умирал брат Пердурабо и Зверь 666 в ужасающей нищете и героиновой зависимости (под конец жизни он все-таки снова сел на героин, выписанный врачами), жизнь он прожил так, что «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».