Для иностранцев баня - главная русская забава. Но даже для нас она все еще не лишена таинства и бесконечной притягательности.
Василий Перов. Накануне девичника. Проводы невесты из бани, 1870
Баня имела для русских особый смысл, мыться и париться ходили лишь в определенные дни, были свои правила. Один из главных поводов сходить в баню была предстоящая свадьба. Кроме того, в бане можно было провести полдня, не только парясь, но и выпивая и закусывая. На картине Перова видно, как ведут под руки разомлевшую невесту, которая в мечтах даже забыла узелок с одеждой.
Казимир Малевич. В бане, 1910-11
Даже у создателя супрематизма и «Черного квадрата» была своя интерпретация бани. Уже в этом графическом рисунке на простую бытовую тему художник ищет свой стиль и «играет» с формами, отказываясь от четкого отображения действительности.
Зинаида Серебрякова. Баня, 1913
Амазонка русского авангарда в свойственной времени модернистской манере поет гимн женственности и женским формам. Женщины на ее картине - простые крестьянки и каждая из 11 заняты своим делом. Это довольно масштабное полотно 135 × 174 см, над которым художница работала в течение 2 лет, делая множество эскизов.
Борис Кустодиев. Русская Венера, 1926
Название картины говорит само за себя. Главный купеческий бытописатель России, Кустодиев изобразил идеал русской красоты по версии начала XX века.
Александр Герасимов . Деревенская баня, 1938
Придворный живописец Сталина был автором таким эмблематичных советских картин как «Ленин на трибуне» и «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Однако у него были и «непарадные» работы, где отражен его талант живописца. Одна из них - внешне вполне советская жанровая сцена в бане - и все же женские фигуры на ней почти что рубенсовские.
Аркадий Пластов. Весна, 1954
В советском официальном искусстве практически не было обнаженных тел, поэтому картина Пластова - очень смелый эксперимент. На большом полотне 210 × 123 см нагая девушка одевает ребенка после бани.
Владимир Стожаров Баня. Стирающая женщина. Этюд. 1960
У бытописателя русской жизни Стожарова помимо храмов, деревенских сюжетов и натюрмортов с лаптями была и серия этюдов на тему бани. Женщины на этих рисунках лишены эротизма и занимаются обыденными вещами - моют голову, сидят в простых позах или стирают.
Федор Самусев. После бани. 1960
Для многих советских художников - банные сюжеты были достойным поводом упражняться в рисовании обнаженной натуры. Как правило, студенты художественных училищ также отрабатывали банную тему.
Алексей и Сергей Ткачевы. В бане, 1974
Братья Ткачевы написали целую серию работ на тему бани - зимней и летней, изображали людей после бани, обтирающихся снегом или лежащих в парной. На этой картине - уже классический сюжет, женщина моет ребенка в бане.
Юрий Пенушкин. Из бани, 1975
Художник провел детство, украдкой наблюдая, как распаренные женщины выходили из бани, набирали воду и заходили обратно. Поэтому это таинство он называет настоящим «русским чудом».