Известный в Советском Союзе писатель-фантаст Александр Казанцев в своем романе «Мол "Северный"»рассказывал об освоении Арктики путем строительства в Северном Ледовитом океане гигантского мола, посредством которого удалось оградить побережье от арктических льдов. Результатом стала возможность длительной навигации и некоторое улучшение климата. Но полет мысли ученых, инженеров и простых граждан своим размахом не уступал фантастам.
Они создавали такие проекты по освоению Арктики и уничтожению ее льдов, что остается только радоваться, что эти проекты так и остались на бумаге.
Еще не так давно ученые (причем ошибочно!) полагали, что льды Арктики являются ни чем иным как реликтовым остатком ледникового периода. А вот если их искусственно растопить, то они перестанут быть круглогодичными, а станут появляться только на зимний период. Это приведет к потеплению во всем регионе, людям станет удобнее жить и добывать природные сокровища Севера. Ну а поскольку большая часть льдов Арктики не лежит на земле, а плавает, то заметного увеличения уровня океана при их таянии не произойдет.
Идея Михаила Будыко
В 60-х годах прошлого века известный советский ученый-климатолог Михаил Иванович Будыко предложил хоть и тяжелый к исполнению, но вполне реальный план по улучшению климата Крайнего Севера. Он призвал уничтожить арктический лед посредством сажи.
Если лед покрыть тонким слоем сажи, то увеличатся его поглощающие способности. А это приведет к ускорению таяния льда ввиду увеличения поглощенной дозы солнечной радиации. Процесс станет необратимым, когда лед растает, он уже не сможет вновь стать паковым, поскольку поглощающая способность воды выше, чем у льда.
Однако Будыко понимал, что одной сажей льды не растопить. Да и сколько сажи потребуется на такой проект даже предположить сложно. И Михаил Иванович предложил разводить на льду бактерии, способные к проживанию на этой среде. Это также должно было привести к увеличению поглощения солнечной радиации. Ну а чтобы вода северных морей не охлаждалась путем испарения, над ними планировалось растянуть специальную мономолекулярную пленку.
Проект даже не пытались реализовать, но как климатолог Будыко внес серьезный вклад в науку. Ему удалось рассчитать, что в случае если Арктика полностью очистится от льда, то температура в регионе поднимется на 35-40 градусов, что сделает регион вполне пригодным к нормальной жизни.
Идея Евгения Пасторса
Латвийца Евгения Пасторса трудно назвать человеком науки (да он им и не был), но именно он направил в Госплан СССР в 1966 году собственный проект достижения коммунизма, ценою всего в 50 миллионов рублей. Не слишком дорогая плата за победу над клятыми капиталистами.
Идея у прибалта была следующая – лед в Арктике колется на огромные куски и могучими кораблями (25 единиц) транспортируются в Атлантику и Тихий океан. Там лед предоставляется сам себе и благополучно тает, а корабли возвращаются за новой порцией груза.
Таким способом латыш рассчитывал высвободить область длиной 3000 и шириной 200 км. По его расчетам, этого пространства вполне хватило бы для торговой навигации без участия ледокольного флота. Идея кажется смешной сама по себе, но товарищ Пасторс дополнил свой план идеей установки на отколотых льдинах больших парусов из брезента (суммарной площадью не менее миллиона квадратных километров!), чтобы использовать силу попутного ветра.
По расчетам гражданина Советского Союза, после того как ото льда освободится необходимый для навигации коридор, остальной лед можно будет оставить в покое – он растает сам по себе. Завершал свои выкладки товарищ Пасторс утверждением, что выгоды полученные в результате реализации его проекта будут столь велики, что в стране сразу наступит коммунизм. К счастью, Госплан СССР подобную глупость даже не принял к рассмотрению.
Идея Петра Борисова
В 60-е годы прошлого века считалось, что если каким-то образом убрать поверхностное океаническое течение, то ему на смену тотчас же поднимется из глубин другое, текущее уже по своим законом.
«Печкой» Европы является теплое течение Гольфстрим, благодаря которому единственным незамерзающим портом Советского Союза был Мурманск. Но на каком-то этапе воды Гольфстрима проходят на глубине, а сверху протекает холодное течение, буквально замораживающее советскую Арктику. Вот в 1970 году Петр Борисов и предложил ликвидировать холодные воды поверхности океана, чтобы теплый Гольфстрим поднялся наверх.
Для изымания поверхностного течения Арктики ученый-географ предложил перекрыть плотиной Берингов пролив. В плотину планировалось поставить мощные насосы, которые должны были перекачивать воду из Чукотского моря в Берингово. В год нужно было откачивать примерно 140 тыс. километров кубических воды. За 6 лет работы такой сверхплотины удалось бы добиться поднятия Гольфстрима наверх.
Сама идея что-то сделать с 86-километровым Беринговым проливом не была нова, еще в 20-е годы прошлого века инженер-железнодорожник Воронин предлагал его попросту засыпать. А архитектор Казимир Луческу пошел еще дальше. Он предложил на построенной суперплотине создать сверхсовременный город, как будто на обычной земле для этого нет места. Идея даже не рассматривалась серьезно из-за астрономической стоимости.
Идея Алексея Пекарского
Если высказанные выше идеи вызывают недоумение, то предложение члена Географического общества Алексея Пекарского заставляет и вовсе задуматься о его вменяемости. Ученый (а ученый ли?!) предложил нанести по арктическому льду серию ядерных ударов. Он правда не планировал уничтожить весь лед – а просто пробить 2 транспортных коридора. Один вдоль побережья Евразии, а второй на север, для торговой связи с Америкой.
10 июня 1946 года товарищ Пекарский написал записку с изложением своего плана лично товарищу Сталину. И товарищ Сталин, видимо, записку прочел, поскольку от него она отправилась в Арктический институт. Ученые этого заведения рассмотрели предложение товарища Пекарского и пришли к выводу, что оно имеет большой смысл. И вообще, применения ядерного оружия благотворно скажется на народном хозяйстве. Оно очень желательно и можно ожидать большой положительный эффект.
К счастью, в 1946 году в СССР не было ядерных зарядов. А когда они появились, стало не до борьбы с арктическими льдами – уже вовсю громыхала холодная война и все ядерные заряды требовались военным.