Первые фейки, пожалуй, появились когда палеолитические шаманы зарисовывали свои трипы под веществами, выдавая из за абсолютную реальность. С нашим несовершенным сознанием и органами чувств мы попросту обречены жить в культуре обманов и симулякров. Однако первая фейковая фотография известная более-менее доподлинно.
Кликабельно
Она была создана еще в 1860-х годах, и с ней связана довольно забавная, даже ироничная история. Особенно примечательно, что ее разоблачили благодаря элементарной логике.
Слева — знаменитое «фото» Авраама Линкольна. Справа — портрет Джона Кэлхуна. Иронично, что Кэлхун (точнее, его тело), ставший основой для изображения, был главным идеологом рабовладельческой политики южных штатов и лоббистом их интересов в федеральном правительстве.
На столе у левой руки Кэлхуна лежат бумаги, где можно прочитать фразы: «строгая конституция», «свободная торговля» и «суверенитет штатов». В фейке с Линкольном эти слова были изменены на «конституция», «союз» и «провозглашение свободы». Ну и, как вы понимаете, поменялась голова.
Кликабельно, оригинал
Обман приписывают известному в те годы художнику-портретисту Томасу Хиксу. Зачем он это сделал — не совсем понятно. Считается, что после убийства президента общественность внезапно обнаружила, что нарисовать героические портреты с Линкольном как-то не успели. Ушлый художник просто восполнил этот пробел, воспользовавшись ажиотажем.
Здесь, конечно, стоит указать, что основа для фейкового фото — все же не фотография. Это портрет Кэлхуна, написанный на дереве. Хикс взял голову Линкольна со знаменитого портрета Мэтью Брэйди (того самого, который попал на пятидолларовые банкноты). Затем художник совместил два изображения и сфотографировал. Точнее, сделал дагерротип. В общем, ничего сложного, но для самого первого образца — довольно умело.
На чем же спалился Томас Хикс?
В спешке Хикс не заметил важный момент: когда он отзеркалил голову Линкольна, знаменитая родинка президента оказалась не на той стороне лица. Лишь годы спустя на несоответствие обратил внимание Стефан Лорант, арт-директор журнала London Picture Post. Проведя небольшое расследование, он доказал, что перед нами подделка и сделал предположение о том, что автор — Томас Хикс.