В фильмах, в сценах реконструкций исторических сражений XVII–XVIII веков, на картинах можно нередко увидеть, как солдаты что-то откусывают, зажав это что-то в кулаке.
Те, кто увлекались охотой предположили, что в боевых условиях так делали пулю - откусив от прутка мягкого свинца. Да, так часто делали некоторые сибирские охотники, когда отмеряли размер дроби исходя из величины потенциальной добычи. Но в армии так не делали - пули создавались стандартной пулелейкой заранее или уже поставляли готовые.
Но что тогда откусывали солдаты?
Изобретение огнестрельного оружия не сразу привело к скорострельности и долгое время, чтобы зарядить ружьё нужно было совершить аж восемь сложных действий. И с каждой пулей их нужно было делать заново.
Заряжая со стороны дула нужно было достать порох, отмерить его, отсыпать часть на полку, а часть в дуло, туда же поместить уплотняющий пыж и пулю. Потом шомполом загнать их поглубже. Перевернуть ружьё, прицелиться, выстрелить. И это всё нужно было сделать под выстрелами противника. И заново.
Каждое своё действие нужно было тщательно контролировать, ведь если порох недосыпать, то выстрел будет неэффективным, а если переборщить, то ствол в руках разорвётся.
Выходом стало появление уже готовой гильзы, а первые патроны были бумажными. В вощёную бумагу уже была заложена стандартная пуля и отсыпано строгое количество пороха. И солдату стало намного проще, нужно было просто выхватить готовый фунтик. Разумеется, скорострельность резко увеличилась и можно было сделать уже 1-2 выстрела в минуту. Да, по современным меркам это медленно, но для XVII века это было серьёзным достижением - скорость зарядки ружья выросла в два раза!
Но бумажный патрон не мог решить всех проблем. Чтобы обеспечить кучность стрельбы нужно было и стрелков ставить много и очень близко друг к другу.
Когда плотность строя была меньше квадратного метра на человека, то при зарядке ружья солдаты начинали сильно мешать друг другу. Когда они скидывали приклад с плеча и поворачивали его дулом вверх и обратно, то конечно же задевали соседей, мешая и так слабой прицельности. Ну а реже их ставить не имело смысла - низкая точность при одиночных выстрелах не решала вообще ничего.
Вот так и была разработана странноватая система, похожая на танец - одновременно все солдаты делали полшага назад с полуповоротом в сторону и скидывали ружьё с плеча. Также одновременно выхватывали бумажный патрон, для скорости скусывали его верхушку, высыпали порох, заряжали ружьё с дула, а остаток бумаги был пыжом. Шомполом уплотняли или же стучали прикладом о землю в экстренных случаях. И также делали обратное движение.
Чтобы соблюсти полную синхронность командир давал короткие команды, глотая лишние звуки.
В армии Петра Первого кроме "Обрати!", "Цельсь!", "Пли!" была также команда "Скуси!" (оторви зубами верх бумажного патрона. Интересно, что для такого способа зарядки ружья появилось новое требование к солдатам - у них обязательно должны были быть передние зубы. Без передних в армию просто не брали. А в телесных наказаниях, которые были распространены в армии всех стран, было строго запрещено бить солдат в челюсть, особенно в район передних зубов.