За всю историю Англия лишь однажды объявляла России войну, предпочитая отстаивать свои интересы не в открытой борьбе, а с помощью дипломатических интриг и военной силы третьих государств.
И хотя «гадила англичанка» обычно исподтишка, руководствуясь принципом «ни войны, ни мира», существовали в истории моменты, которые могли привести к прямому столкновению двух держав.
Когда в Британии зародилась традиция «гадить» России
В правление королевы Виктории (1819–1901) Лондон представлял собой благодатную почву для русофобии
Фразу «англичанка гадит» приписывают Александру Суворову, хотя есть предположение, что позаимствовал он её у историков – современников своего времени. Возможно, такая версия недалека от истины, ведь подковерная борьба с Россией началась даже не во времена короля Георга III, правившего Великобританией с 1761 по 1811 год, а намного раньше.
Уже в XVI веке отношения между империями были подпорчены безуспешной попыткой англичан подчинить Москву, чтобы получить для себя экономическую выгоду: в частности, им очень хотелось проложить через Россию путь в Персию и Индию, которую уже начали колонизировать португальцы.
Не добившись успеха, британцам пришлось отложить планы почти на 50 лет, когда для вывоза товаров и ценностей своих колоний они стали использовать морские пути. Вполне вероятно, что именно с той поры у англосаксонских предков и появилось желание по любому поводу и без, вставлять России палки в колёса, чтобы нанести хотя бы моральный вред, испортив репутацию на мировой арене.
Яблоко раздора, или противостояние российских и британских интересов в Средней Азии
«Спасите меня от моих друзей». Карикатура времён Большой игры. Афганский эмир Шир-Али между Россией (медведь) и Британской империей (лев).
Началом длительного геополитического соперничества двух стран, вошедшего в историю под названием «Большая игра» или «Война теней», послужило столкновение интересов империй в среднеазиатском регионе. Движущим мотивом Англии противостоять России, являлся страх потерять «крупнейший бриллиант британской короны» – Индию, которая кроме собственных территорий, включала в себя в XIX веке земли современного Бангладеш, Бирмы и Пакистана. Именно из-за этого, любые русские попытки проявить себя в этом регионе, встречались англичанами в штыки.
Однако у России имелся свой план, который она не собиралась менять в угоду официальному Лондону. В него входили решения укрепить обороноспособность южных границ за счёт создания управляемых «буферных зон», утвердиться на среднеазиатских рынках для сбыта товаров и закупок дешёвого сырья, необходимого быстро развивающейся промышленности, установить контроль над племенами и ханствами опять же для расширения торговли, доступности к хлопку и повышения приграничной безопасности.
Англия же в продвижении русских на юг видела прямую угрозу своим экономическим и территориальным интересам, помня вероятно желание Павла I организовать в 1801 году военный поход на британскую Индию. При этом ни та, ни другая сторона к открытым конфликтам не стремилась, предпочитая устанавливать в необходимых им странах лояльную для себя власть.
Так, например, случилось в Афганистане – важном стратегическом пункте, как для Лондона, так и для Петербурга – где на кабульском престоле чередовались ставленники сначала Англии, потом России. В итоге Афганский криз в 1885 году едва не вылился в открытое вооружённое противостояние, но благодаря дипломатии, конфликт удалось уладить и дело завершилось установкой новой границы между Афганистаном и Российской империей.
Британская оккупация русского Севера 1918 года
После окончания Первой мировой войны, в которой Англия, по словам её официальной пропаганды, участвовала «для защиты родины и всей цивилизации от нашествия злобных тевтонов», – все враги, казалось, были повержены. Наступил прекрасный период, чтобы заняться своими внутренними проблемами, которых и в стране, и в колониях накопилось с большим избытком.
Однако боевой пыл не иссяк, и Лондон без колебаний втянулся в другую войну – с Россией. Правда, объявления о ней, как всегда, не было, но страна Советов ослаблена противостоянием с Германией, революциями и Гражданской войной, так почему бы не попытать счастья – захватить «под шумок» кусок территории, оказывая военную помощь «аборигенам», противостоящим большевикам.
С марта 1918 года в Мурманске начали высаживаться первые отряды англо-франко-американских сил, численность которых в разгар Северной «русской» компании исчислялась: британцами – 6 832 чел., итальянцами – 1 251 чел., сербами – 1 200 чел., французами – 731 чел.
В августе состоялась высадка интервентов в Архангельске, куда прибыло сразу 9 000 солдат, к которым через короткое время примкнуло ещё 4 000. И здесь численное преимущество находилось на стороне британских подданных – из 13 172 военных 6 283 человек составляли английские солдаты и офицеры, 5 203 чел. – американцы, 1 686 чел. – французы.
Русские противники социалистического строя не скрывали радости: местные Советы были разогнаны, большевистские лидеры расстреляны, а все ключевые населённые пункты, уже к лету 1918 года находились в руках иностранных «освободителей», которых, к слову сказать, было в 5-6 раз больше, чем бойцов Колчака, Юденича и Деникина вместе взятых.
Интервенты расстреливают коммуниста на борту корабля
Русский ответ, или как отступали англичане из Архангельска и Мурманска
Первоначально дела у интервентов складывались лучше некуда: сказывался и колониальный опыт, и численное преимущество, и поддержка новейшей британской техникой – танками, бомбардировщиками, артиллерией – поставляемой прямиком из туманного Альбиона. Однако ожесточённое сопротивление «варварской» Красной Армии, которую поддерживали партизаны и местное население, не давало надолго укрепиться на завоёванных территориях. Интервенты отступали, уничтожая собственные боевые плавсредства и тяжёлую технику.
В сентябре 1919 года отряды Антанты, возглавляемые британцами, покинули русский Север, расстреляв за 1,5 года оккупации более 4 000 человек и оставив в бухте Иоканьга и на о. Мудьюг концентрационные лагеря, с которыми успело «ознакомиться» почти 53 000 людей из местного населения.
Английский крейсер «Глори» в Мурманском порту.
Без поддержки иностранными войсками сторонники Временного правительства не продержались и полгода: 20 февраля 1920 года красноармейцы заняли Архангельск, 13 марта – в Мурманске окончательно установилась советская власть. Исходя даже из этих данных, без английской «помощи», Гражданская война могла продлиться вместо 5 лет максимум 2-3 года.
Бараки Йоканьгской каторжной тюрьмы. Пенитенциарное учреждение для политических заключённых, созданное интервентами и существовавшее с сентября 1919 года по февраль 1920 года