Советский летчик Лев Кириллович Щукин входит в тройку самых результативных советских истребителей времен Корейской войны после Николая Сутягина и Евгения Пепеляева. Он уничтожил лично пятнадцать самолетов противника и два в группе. Среди них были и устаревшие американские "Мустанги" (2 сбитых самолета), и более современные F-84 "Тандерджет" (5 сбитых самолетов), и новейшие F-86 "Сейбры (5 самолетов), а еще "Метеоры" (2 сбитых самолета), и F-80 (3 сбитых самолета).
Подготовка МиГа к боевому вылету
Первый бой Щукина прошел 28 мая 1951 года на 11 боевом вылете. Наши летчики встретились с американскими "Сейбрами". Но в этом бою не было сбито ни одного самолета врага. Сам бой тоже закончился без потерь с нашей стороны. Старший лейтенант Щукин в этом бою даже не стрелял, потому что не было возможности уверенно захватить цель.
Первым сбитым самолетом Щукина стал вражеский поршневой "Мустанг". МиГи заметили идущую пару самолетов проводивших разведку и, по приказу капитана Калюжного разбились на пары и атаковали их. Щукин со своим ведомым сбил первый Мустанг. Второй американский самолет добили другие истребители. Американцы признали потерю только одного "Мустанга". Его пилот Гэрри Мур до сих пор считается пропавшим без вести.
Капитан Щукин (слева) в ноябре 1951 года. С ним капитан Литвиновский и старший лейтенант Свинтицкий
Это была моя первая атака. И немножко рановато открыл огонь: мимо. Второй раз нажимать некогда - скорость огромная, высоты уже нет. Ручку на себя - выхожу из атаки... Я пошёл во вторую атаку - полупереворотом подошёл к нему метров на 100 и дал из всех трёх точек. Он прямолинейно упал вниз и скрылся в волнах. Всё... А второго ведомого я "сделал" моментально - зашёл в хвост и снял (Щукин Лев Кириллович - Советские асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.)
Впрочем, и сам Щукин скоро стал "первой победой" для американского летчика. В бою 17 июня при отражении американской атаки с Аньдуна прикрывая своего коллегу старшего лейтенанта Виктора Акатова, Щукин увлек за собой один "Сейбр" и сбил его. Но уже сам при возвращении на аэродром был неожиданно атакован четверкой F-86 "Сейбр".
Для американского летчика штаба 4-го ИАКР ВВС США капитана Сэмуэля Писакрета это была первая победа. Очередь прошлась по передней части фюзеляжа "МиГа", разбила фонарь кабины и повредила приборы. Советский летчик катапультировался. Но тут американцы решили показать всю свою "доблесть и благородство". Они нацелились на пилота. Щукину же ничего не оставалось, как возмущаться низостью "американских коллег":
А ведь мы к ним никакой ненависти не испытывали. Понимали - они тоже люди военные, тоже выполняют приказ. В бою был скорее какой-то чисто спортивный азарт, желание испытать себя риском, добиться победы. Особенно интересно было с "Сейбрами" сразиться (Журнал Авиация и время. 2005 номер 06)
Хотя и мастерство американских летчиков он уважал:
Янки, кстати, отлично воевали. Сильные, смелые летчики. Техника у них тоже хороша, особенно истребители «сейбр». (Учительская газета, №32 от 16 сентября 2005. "Атакует Щу Кин")
Герой Советского Союза Щукин Лев Кириллович в звании майора
К счастью наш летчик остался жив. Его перевезли на самолете Ли-2 в госпиталь в Харбине. После лечения и отпуска летчик вновь вернулся в строй в августе 1951 года. 29 августа, в первом же бою после лечения он сбил австралийский "Метеор" из 77-й истребительной АЭ Австралийских Королевских ВВС, записав на свой счет третий сбитый вражеский самолет.
В дальнейшем уже капитан Щукин участвовал во многих воздушных боях, сбивал вражеские самолеты. Указом от 13 ноября 1951 ему было присвоено звание Героя Советского союза. 6 января 1952 года он одержал свою последнюю, 15-ю воздушную победу над американским "Сейбром". Летчик 334-й ИАЭ 1-й лейтенант Лестер Пэйдж погиб в кабине своего самолета.
11 января в небе сошлись значительные силы двух сторон. МиГи дрались с "Сейбрами". В этом бою был сбит самолет капитана Щукина. Он стал единственной потерей Советских ВВС. Щукину вновь повезло, он выжил. У американцев был сбит "Сейбр" 1-го лейтенанта Тила Ривса. Увы, но пилот погиб.
Лев Щукин (справа) на встрече ветеранов полка в Москве
После того, как Щукина сбили второй раз он уже не смог летать. Дело в том, что в его самолет попала одна единственная пуля. Она пробила бак за креслом летчика, и керосин хлынул в кабину. Одежда промокла насквозь. При этом самолет был полностью исправен. Не желая "сгореть" на рабочем месте Щукин катапультировался. Правда в мокрой одежде на морозе он моментально задубел и при приземлении на камни повредил позвоночник. Карьера летчика была сочтена.
Мы в тот день возвращались домой, и вдруг рядом – «клюв». Удар! В кабину хлынул керосин. Понял, если не выключу двигатель, – сгорю. Выключил. Отвесно падаю с девяти тысяч. Через четыре километра вывел машину из пике, катапультировался. Подо мной – горы, снега почти нет. Мороз. Я мокрый, весь в керосине, а одет в брючки, рубашечку и китайский френч. Пока спускался, одеревенел. Удар о скалы был страшным, – позвоночник в трех местах треснул. (Учительская газета, №32 от 16 сентября 2005. "Атакует Щу Кин")
25 января ему присвоили звание майора и после госпиталя отправили домой в Советский Союз. Из авиации летчик не ушел. Он поступил на командный факультет Академии ВВС, а после направлен в 940-й истребитильно - бомбардировочный авиационный полк. Дослужился до звания полковника. Он еще успел побывать в качестве военного советника во Вьетнаме и Египте. Вышел в отставку в 1977 году.
Последние свои годы летчик-герой прожил в Минске. Его не стало в 2009 году. Честный, уважающий врага, не терпящий подлости и предательства. Таким он и остался до последних дней.