В 1892 году генерал-губернатор Польши И. В. Ромейко-Гурко обратился к императору Александру III с одной заботой. Дело в том, имеющиеся в Варшаве православные храмы могли на церковных службах вместить лишь около 4.000 прихожан, в то время как православных верующих только в Варшаве насчитывалось 42.000.
И. В. Ромейко-Гурко
Генерал просил Государя разрешения построить на средства верующих кафедральный православный собор, дабы он «своим наружным видом и внутренним содержанием свидетельствовал о величии господствующей церкви в Русском государстве».
Разрешение было получено. В августе 1893 года был образован комитет по строительству храма. Перед объявлением конкурса Александр III просил, чтобы православный собор был спроектирован в стиле, весьма близком к греко-романскому, дабы не нарушать общий стиль польских зданий и гармонировать с ними.
В конкурсе на разработку храма участвовали лучшие архитекторы Российской империи. Победил проект Леонтия Николаевича Бенуа. А 30 августа 1894 года заложили первый камень в день святого благоверного Александра Невского и именин императора.
Деньги на строительства храма собирали всем миром. Вся Россия присылала свои алтыны и гривенники, ассигнации и золотые пятирублевики. Большую часть средств внесла императорская семья. 135 тыс. рублей золотом пожертвовал Иоанн Кронштадтский. И.В. Гурко обязал каждый муниципалитет генерал-губернаторства тоже вносить пожертвования.
12 лет строили кафедральный собор имени князя Невского. На строительство и внутреннюю отделку ушло более 3 миллионов рублей. Достраивали собой уже при Николае II. Храм был оборудован водоснабжением и электричеством. 20 мая 1912 г. собор был освящен и принял первых верующих.
Собор действительно получился величественным и стал одним из украшений Варшавы. В его оформлении использовали драгоценные и полудрагоценные камни, уральские самоцветы, каррарский мрамор и гранит. Алтарь был украшен 16 колоннами из яшмы, подаренными Николаем II.
Медный резной иконостас вместил в себя иконы, которые были писаны мастерами-иконописцами В.П. Гурьяновым, А.А. Харламовым и др. Подготовительные картины, мозаики и росписи осуществлял художник В.М.Васнецов. Сиятельной Жемчужиной Варшавы называли собор восторженные иностранные корреспонденты.
Никто тогда не обратил внимание на слова Иоанна Кронштадтского "Окончится собора действие сразу же с окончанием господствования России в Польше". А они оказались пророческими.
Началась Первая мировая. 22 июля (по старому стилю) 1915 года, во время Великого отступления, русские войска оставили Варшаву. В столицу Польши вошли германские войска.
Православные не ожидали, что германцы начнут грабить храмы. Но немцы, несмотря на протесты священников, деловито упаковали в ящики и увезли в фатерланд все ценные вещи, иконостас, иконы, золото и серебро, колокола. Кайзер мог бы проявить великодушие и передать культовые сокровища Николаю II в качестве благородного жеста. Но немецкий троюродный братец оказался безучастным в отношении всего, что касалось награбленных богатств.
В православном храме был организован гарнизонный костел в честь святого Генриха. В феврале 1916 года служба в бывшем православном соборе велась по католическому образцу, а когда немцы ободрали позолоту со всех куполов (и тоже рачительно вывезли сусальное золото в Германию), установили внутри орган и ряды стульев — служить стали лютеранские службы.
В марте 1917 года Временное правительство России признало независимость Польши, при условии заключении военного союза с Россией. Никакого военного союза с Россией поляки, конечно, заключать не собирались, пользуясь внутренним раздраем в бывшей Российской империей.
В 1918 г. городские власти Варшавы приняли решение о сносе всех православных церквей города. Решение это было продиктовано политическими интересами, но вызвало резкий протест у части просвещенного общества.
Дело в том, что интеллектуальная Польша многие годы обучалась в Российской империи, заканчивала университеты, впитала в себя культурный русский код и считала, что уничтожение православных храмов — это варварство, направленное против памятников зодчества и русского искусства. Но преобладала националистическая точка зрения. И храмы постановили взорвать.
Но разрушить православный собор оказалось непросто. Бригады магистрата произвели около 15 тысяч "малых взрывов", но собор с каждым разом оставался стоять на месте. Но поляки не отступали. В июле 1926 года храм с колокольней был окончательно снесен. В те же годы был снесен великолепный собор Воздвижения Честного Креста Господня на Литовской площади в Люблине, где находилась епископская кафедра патриарха Тихона.
Летом 1938 года на Холмщине, где проживало православное население, было разрушено около 150 сельских православных церквей. Поляки стирали память о России.