24-пушечный галеон «Батавия» был построен для Нидерландской Ост-Индской компании в 1628 году в Амстердаме и сразу же отправился в свой первый рейс к острову Ява, за пряностями. Капитаном корабля был Ариан Якобс. На борту находился 341 человек – члены команды, отряд солдат и пассажиры. Среди экипажа был обанкротившийся фармацевт Иероним Корнелис, занимавший в компании должность «младшего купца». Трюмы были заполнены шестью сотнями тонн груза, включая более 200 тыс. гульденов. «Батавию» сопровождало несколько других судов. Всей экспедицией командовал Франциско Пелсарт.
Галеон «Батавия» огибает мыс Доброй Надежды.
Батавия - от названия древнегерманского племени батавов, которые поселились в римской провинции Белгика. Батавией также называлась нидерландская Республика соединенных провинций во время оккупации Францией.
Во время плавания Якобс и Корнелис сговорились захватить судно, чтобы воспользоваться его богатствами и начать новую жизнь в какой-нибудь другой стране. Когда «Батавия» обогнула мыс Доброй Надежды, они воспользовались тем, что Пелсарт был болен лихорадкой, и оторвались от других кораблей. Но поднимать открытый мятеж Якобс и Корнелис некоторое время не решались. «Батавия» всё больше удалялась от намеченного маршрута. Наконец, заговорщики решили устроить провокацию. Подговоренные матросы напали на одну из знатных пассажирок – Лукрецию ван дер Милес, которая направлялась на Яву к мужу. Они вытащили её на палубу и изнасиловали. Якобс и Корнелис рассчитывали на то, что карательные меры, которые предпримет Пелсарт, спровоцируют мятеж среди матросов. Но подчиненные Пелсарту солдаты быстро взяли ситуацию под контроль. Командующий экспедицией должен был выбрать, как поступить с преступниками. Суровое наказание могло вызвать бунт, бездействие убедило бы их в том, что им всё сойдет с рук. Но принять решение он не успел.
4 июня 1629 года «Батавия» налетела на риф у необитаемых коралловых островов Хатман-Абральёс недалеко от западного побережья Австралии и затонула на небольшой глубине. В результате кораблекрушения 40 человек погибли. Остальные успели спастись, переправившись на небольшой островок.
Вокруг находилось ещё несколько островков, в пятидесяти с лишним километрах к востоку лежала тогда почти неизведанная Австралия. Выяснилось, что пресной воды на острове нет, а пищи крайне мало – только птицы и морские львы. Пелсарт, Якобс, несколько членов экипажа и солдат отправились на девятиметровом баркасе на материк, чтобы найти воду. Воду не обнаружили. Тогда они решили плыть на баркасе на Яву в порт Батавия (современная Джакарта в Индонезии), чтобы привести помощь. Удивительно, но после 33 дней плавания они всё же добрались туда. На баркасе было более двадцати человек, все выжили. Так как на баркасе были верные Пелсарту солдаты, в пути капитан Якобс ничего не мог предпринять.
Острова Хатман-Абральёс
В Батавии губернатор арестовал матросов, виновных в нападении на Лукрецию ван дер Милес. Капитан Якобс также был арестован по подозрению в мятеже. К месту кораблекрушения отправился корабль под командованием всё того же Пелсарта для спасения людей и подъёма ценностей с затонувшего судна. Спасательная экспедиция достигла острова за 50 дней. Но всё то время, пока Пелсарт добирался до Явы и обратно, на острове происходили трагические события.
Оставшихся на острове людей возглавил Иероним Корнелис. Он рассчитывал, что ему удастся захватить судно, которое придет на помощь, а также завладеть сокровищами с затонувшей «Батавии». Для успеха ему надо было окружить себя исключительно надежными союзниками. Корнелис приказал собрать всё оружие и запасы провианта, чтобы контролировать оставшихся на острове. Затем он решил избавиться от верных Пелсарту солдат, переправив их на один из соседних остров с заданием найти воду и пищу. Солдат отправили без оружия, и лодка вернулась без них. Предполагалось, что вечером за ними вернуться. Тем не менее, за ними возвращаться не стали, рассчитывая, что там они погибнут от голода и жажды.
Оставшись без конкурентов, Корнелис и верные ему люди постепенно избавлялись от прочих обитателей острова. Сначала Корнелис приказывал казнить людей по обвинению в совершенном преступлении, чаще всего в краже продовольствия. Затем он установил режим террора и ввёл произвольные казни. Корнелис дал себе титул генерал-капитана и заставил всех поклясться в верности. Его люди расхаживали в украшенных лентами офицерских формах, найденных среди спасённого с «Батавии» имущества, и не отказывали себе в спиртном. Всех женщин содержали в качестве рабынь и безнаказанно насиловали.
К удивлению, солдаты, оставшиеся на изолированном острове, выжили, разыскав воду и еду. От нескольких человек, бежавших вплавь от Корнелиса, они узнали об убийствах на соседнем острове. Это позволило им подготовиться – изготовить кое-какое оружие и построить небольшое каменное укрепление.
Остатки каменного укрепления
Когда некоторые из оставшихся пассажиров попытались на плотах бежать к солдатам на соседний остров, люди Корнелиса поймали их и вернули на берег. Их всех забили до смерти – мужчин, женщин, детей.
В общей сложности на острове было убито 110 человек.
Когда у Корнелиса и его сообщников истощились припасы, они отправились к солдатам на соседний остров и напали на них. Но солдаты успешно отразили несколько атак. Во время одной из попыток штурма их укрепления они даже захватили в плен самого Корнелиса. После этого мятежников возглавил Ваутер Лос. Он организовал новый штурм острова и почти добился успеха, но в это время подошёл посланный с Явы корабль. Скоро все мятежники были схвачены.
Пелсарт провел суд над бунтовщиками прямо на острове. Иероним Корнелис и ещё семь человека были приговорены к смерти. Им отрубили правую руку, а потом повесили. Также с затонувшей «Батавии» удалось поднять 10 из 12 ящиков с гульденами.
Казнь мятежников с галеона «Батавия»
Остальные мятежники были доставлены в Батавию, где губернатор, рассмотрев дело, приказал повесить еще пятерых, а помощника Корнелиса подвергнуть колесованию. Прочих приговорили к наказанию плетьми. Капитан Якобс, несмотря на пытки, так и не признался в причастности к заговору, поэтому из-за недостатка доказательств казнён не был. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Интересна участь ещё двух приговоренных. Ваутера Лоса и одного примкнувшего к бунтовщикам юнгу не стали казнить по причине несовершеннолетия. Они были оставлены на диком берегу неизведанного материка. Позднее английские поселенцы обратили внимание, что у аборигенов, живущих в этом регионе необычно светлая кожа. Из-за этого возникло предположение, что два брошенных моряка были приняты в одно из племён.