В разгар Первой мировой войны мичман Сергеев Михаил Михайлович служивший в артиллерийской батарее на броненосце «Синоп» несколько раз подавал прошение о переводе его в авиацию. Воздухоплавание запало в душу молодому офицеру еще в 1910 году во время Праздника воздухоплавания в Петербурге. В 1912 он и сам смог побывать на месте пассажира на моноплане Моран. Так что для охваченного идеей неба юноши переход в авиацию был лишь вопросом времени.
Русский летчик с пулеметом Льюис на своем самолете
Прошение было удовлетворено в 1916 году и Сергеев был направлен в Петроградскую школу морской авиации на Гутуевском острове. Выпустился он из нее в том же году в звании лейтенанта и был направлен служить на Черноморский флот. Михаил Сергеевич участвовал в различных боевых операциях включая налеты на Босфор, Констанцу, Варну. Но самый необычный случай произошел с ним в 1917 году.
Вместе с унтер-офицером Феликсом Туром, который выполнял роль наблюдателя, Михаил Сергеевич на гидросамолете М-9 должен был произвести бомбардировку гидронасосной станции города Даркос, откуда вода поступала в Константинополь. Задача была благополучно выполнена, но потом самолет попал под шквальный огонь. Одна из пуль пробила топливный бак. Горючего явно не хватило бы для того, чтобы вернуться на базу.
Сергеев Михаил Михайлович
Тогда Сергеев вывел самолет из-под обстрела и принял решение приводниться недалеко от Даркоса в районе румелийского берега. Посчитав самолет Сергеева сбитым или захваченным русские корабли покинули район и ушли в Севастополь. Зато пикирующий к воде М-9 хорошо был виден турецкой военной шхуне. Желая получить награду за пленных русских летчиков турки на всех парусах неслись к самолету. Только вот Сергеев и Тур не собирались так просто сдаваться.
Самолет полетел навстречу турецкому судну и уже касаясь воды открыл огонь из пулемета. В ужасе и панике турецкие матросы запрыгивали в шлюпки. Они уже не думали о награде, а лишь о том, как спасти свои жизни. В итоге два русских летчика на подбитом самолете взяли на абордаж турецкую военную шхуну. Опасаясь погони они быстро перенесли на борт пулемет, компас и часть оборудования, а после этого потопили свой самолет.
Летчики подняли паруса и взяли курс на Севастополь. Пять суток пришлось им плыть в сложнейших условиях практически без еды и без пресной воды. Лишь на шестые сутки они добрались к Джарылгачской косе, где, дав о себе знать через пост службы наблюдения и связи, были подняты на борт высланного за ними миноносца.
Летающая лодка М-09 конструкции Григоровича
За этот подвиг унтер-офицер Феликс Тур был представлен к георгиевскому кресту 4-й степени, а лейтенант Михаил Сергеев к Георгиевскому оружию. Награду офицерам вручал сам адмирал Александр Васильевич Колчак. По иронии судьбы в мае 1917 года во время воздушного боя с тремя вражескими самолетами Михаил Сергеев был сбит предварительно уничтожив один вражеский самолет. Сергеев попал в плен, а когда вернулся в России во всю полыхала Гражданская война. Вступив в Красную армию Сергееву довелось сражаться против войск адмирала Колчака, который когда-то и вручал ему награду.
В дальнейшем Михаил Михайлович ушел из армейской авиации в полярную. Правда с началом Великой Отечественной войны ему пришлось вновь вернуться в строй. Михаил Михайлович Служил в Сталинграде на должности инспектора артиллерии Волжской военной флотилии. Рядом с ним против захватчиков сражалась его жена Наталья и сын Константин военный моряк, капитана-инженер 1 ранга. Дочь Михаила Ирина пошла по стопам отца став военным летчиком сражалась против захватчиков в небе.
Михаил Михайлович в 1924 году в Советской авиации
Победу Михаил Сергеевич встретил в звании подполковника. Был награжден медалью "За оборону Сталинграда" и орденом Красной звезды. В 1948 году Михаил Михайлович Сергеев вышел в отставку. Его не стало в возрасте 83-х лет в 1974 году.
Если посчитать, то за свою жизнь Михаил Михайлович стал участником трех войн. Пожалуй самой трудной была Гражданская, где брат шел на брата. Но запомнился герой все же тем, что первым в Мире взял на абордаж военную шхуну с помощью самолета. Этот случай навсегда будет вписан в мировую военную историю, как уникальный. И совершил этот поступок русский офицер.