Две трети своей жизни Людмила Давыдова посвятила кино, снявшись более чем в 30 фильмах. Однако зрителям она запомнилась именно по роли Верки-модистки из культового сериала «Место встречи изменить нельзя» – матери-одиночки, которая держала малину и помогла разоблачить предателя-муровца. Жеглов говорил про Верку: «Несчастная она баба». Эта фраза была по сути отражением судьбы самой Давыдовой. О том, как сложилась жизнь талантливой актрисы, что заставило её рано уйти из жизни и почему ни в одной кинокартине у неё не получалось искренне улыбнуться, – в нашем материале.
Брак за браком
Людмила Шляхтур (девичья фамилия актрисы) родилась в Туле в семье военного. Школу окончила в Москве, куда позже перевели служить ее отца. В 18 лет девушка поступила во ВГИК – её актерский талант при яркой внешности позволял говорить о блестящей перспективе в области театра и кино.
Актриса в фильме «Майор Вихрь».
Эффектная женщина всегда привлекала сильный пол. Мужским вниманием Людмила обделена никогда не была. И, надо сказать, мужчины ей попадались неплохие. Вот только ужиться ни с одним не получилось.
Первым мужем Людмилы стал сын знаменитых Ивана Пырьева и Марины Ладыниной. На тот момент отец Андрея уже не возглавлял «Мосфильм», правда, и расчета у Людмилы никакого не было – она просто влюбилась в молодого и симпатичного актера, который, так уж случилось, оказался сыном легендарных киношников.
Брак продлился недолго: Людмила ушла от Андрея к другому – молодому режиссеру Валерию Ускову. У него Людмила снималась в знаменитой картине «Тени исчезают в полдень», где неплохо сыграла кулацкую дочь Наталью.
Людмила в роли кулацкой дочери. Здесь она хоть немного улыбается.
Пырьев был не против расстаться с невесткой, по сути вздохнув с облегчением: ни он, ни супруга не одобряли брака сына с Людмилой.
Во втором браке актриса мечтала, что вот теперь, наконец, у неё будет счастливая семья. Но и на этот раз совместная жизнь не задалась. Позже Усков вспоминал, что красавица жена не могла дать ему ни заботы, ни тепла – у нее не получалось ни улыбнуться, ни сказать ему ласкового слова. С мужем Людмила общалась сурово, а иногда даже грубо.
Валерий Усков, второй муж актрисы.
Семейная жизнь с Валерием совпала и периодом, в котором у нее начался спад в карьере. Людмиле не предлагали значительных ролей, а пробы на что-то более стоящее всегда оканчивались неудачей. К тому же, она хотела ребенка, но и в этом направлении у нее ничего не получалось. Она все чаще уходила в глубокие депрессии.
И второй муж, и родственники Людмилы стали замечать, что у нее пропало чувство эмпатии, она стала грубой и озлобилась. Не уважала ни свекровь, ни собственных родителей, ни других близких людей. Тогда они еще не знали, что дело в прогрессирующем психическом заболевании. Второй брак тоже окончился разводом.
Третьим мужем Людмилы стал декан факультета МГИМО Георгий Давыдов, чью фамилию она взяла при заключении брака (под ней актриса и осталась известной кинозрителям). Увы, и эти отношения быстро закончились: забеременеть снова не получилось, семейная жизнь опять превратилась для нее в ад, несмотря на то, что Георгия нельзя было назвать плохим мужем.
Свадьба с Давыдовым.
В четвертый раз Давыдова вышла замуж тоже довольно быстро. На этот раз её избранником стал преподаватель Института иностранных языков Владимир Котелкин (кстати, он же был третьим мужем Людмилы Зыкиной и влюбился в Давыдову уже после брака со знаменитой певицей).
За четвертым браком последовали пятый, шестой и так далее. Людмила влюблялась, разочаровывалась и уходила. Всего она была замужем восемь раз. Да, она умела привлекать мужчин, но вот удержать их рядом – нет, не могла. Семейная жизнь была полна недовольства, ссор и даже драк, которые, как правило, инициировала именно Людмила.
Ей прочили шикарную кинокарьеру и счастливую семейную жизнь.
Не могла радоваться, хотя и хотела
Если посмотреть многочисленные фильмы, в которых снялась актриса, можно заметить, что нигде она не улыбается (разве что слегка приподнимает уголки губ). Да, играет она очень талантливо, но у нее нет ни одной сцены, в которой она изображала бы радость, счастье. Все дело в том, что улыбаться у нее физически не получалось – как бы она ни старалась. Улыбка если и выходила, то едва заметной, натянутой. Было ли это связано с ее психическим состоянием или это была чисто физиологическая проблема, неизвестно. Но факт остается фактом: Людмила Давыдова – «актриса без улыбки». Скорее всего, именно поэтому Людмиле не удавалось получить главные роли в известных фильмах, в которых требовалось быть кокетливой, весёлой и нежной. Ей предлагали только варианты с угрюмыми героинями.
Знаменитая сцена с Высоцким и Давыдовой: дома у Верки-модистки.
С годами врачи подтвердили, что актриса психически нездорова. И поставили страшный диагноз: шизофрения. Отец Людмилы, который очень любил дочь, используя все свои связи (он служил в КГБ), добился того, чтобы информация о её заболевании не попала в открытый доступ. Актрису не стали класть в психиатрическую лечебницу. Она продолжала жить и сниматься. Правда, наступили 80-е, а за ними и тяжёлые для всех актеров 90-е, когда в российской киноиндустрии произошел кризис. Фильмы не снимали, ролей не было.
Людмиле, которая так мечтала о детях и о больших ролях, становилось все хуже, ведь обе ее мечты так и не сбылись. Она не понимала, зачем живет. Перебивалась мелким заработком, существуя на деньги, которые получала за крохотные роли и за озвучку, некоторое время играла в Театре киноактера, писала в журналы, пробовала себя в общественной работе. Но счастья это не приносило.
Людмила была эффектной, красивой, но очень несчастной женщиной.
В начале 90-х отец Давыдовой, который всегда был для нее поддержкой и опорой, скончался. Она осталась со старенькой матерью. Сниматься ее больше не приглашали. Людмила перестала следить за собой, периодически ее клали на лечение, назначали курсы таблеток, но лучше ей не становилось.
Давыдова дважды пыталась свести счеты с жизнью, но оба раза ее спасали врачи. Третья попытка ей удалась: медики приехали слишком поздно. Она умерла в 57 лет. Мама актрисы не вынесла горя и скончалась недели через три после смерти дочери.