Каждый, кто смотрел советский фильм «Белое солнце пустыни», должен помнить сцену, в которой жена кормит своего опохмелившегося мужа-таможенника черной икрой с ложки. При этом Верещагин воротит нос и жалуется на супругу, что смотреть уже на эту икру не может. Для большинства современных людей подобная сцена выглядит даже как-то дико. Особенно при принятии во внимание того факта, что по утверждению самого Верещагина: мзду он не берет.
Откуда же у просто «честного» таможенника такие излишества, как павлины, осетра, черная икра и здоровенный дом? Не кучеряво ли живет сей гражданин для бывшего имперского чиновника?
Начальник таможенного пункта при империи - это майор или полковник.
Во-первых, если кто-то думал, что Верещагин – «простой таможенник», то это не так. Во-вторых, стоит внимательно разобраться в том, действительно ли в достатке живет бывший чиновник Российской империи. Начнем с конца, обсудим «роскошь» и «излишества». К сожалению, из фильма биография Верещагина нам известна обрывками. Однако, даже они позволяют реконструировать некоторые детали его лично жизни и карьеры, опираючись на историю имперской таможни.
Если внимательно посмотреть на дом Верещагина, то живет он небогато.
Из диалогов в фильме можно сделать вывод, что в Отряде пограничной стражи Верещагин прослужил далеко не один год. Более того, из фильма мы знаем, что был он отнюдь не простым таможенником, а начальником таможенного пункта. Таким образом, наш герой отвечал за целый участок русского пограничья. А это значит, что при Российской империи у него должно было быть воинское звание не ниже майора, а может быть даже подполковника. Для понимания, такие звания соответствовали 8-7 классам табеля о рангах (из 14). Таким образом после реформы 1845 года наш герой среди прочего мог претендовать на личное дворянство (не передававшееся потомкам). Иными словами, к «сливкам» общества таможенник точно не относился, но и не бедствовал. Впрочем, «не бедствовать» тоже можно по-разному…
Так, что мзду Верещагин действительно не берет.
Насколько же богат Верещагин? А ведь на самом деле каких-либо богатств у него и нет. Пускай, и большой, но предельно простой глинобитный дом. Кстати, вполне вероятно, что дом даже ему не принадлежал при царской власти, а был ведомственным. При этом внутри этого дома, как мы видим из сцен фильма, практически ничего нет из обстановки. Чего уж там, у Верещагина даже нормальная мебель отсутствует! Что касается павлинов, так об этом прямо в фильме говорится, что сменял их бывший таможенник на свой воинский китель, после того как не стало старой власти, а вместе с ней и таможни.
Не заводи баркас, Павел Артемьевич.
Что же касается осетров, то они в контексте фильма вообще ни разу не роскошь, так как дело происходит на побережье Каспийского моря, где этим самые осетра как раз и обитают. Поэтому ни здоровенные рыбины во дворе, ни чан с черной икрой на столе в доме таможенника не должны удивлять. Для подобных регионов такой «рацион» не является чем-то сверхроскошным. Более того, в сцене с икрой есть показательный момент: Верещагин журит супругу в том, что та даже хлеба достать не может. А хлеба-то и нет из-за продолжающейся гражданской войны и повсеместной разрухи. Его возможно можно было бы достать за какие-то богатства, вот только их у отставного чиновника Отряда пограничной стражи – нет. Поэтому, когда таможенник заявляет, что он «мзду не берет» и ему «за Державу обидно», он говорит это абсолютно искренне, так как является честным человеком.