Понятное дело, что после войны все предатели и изменники сотрудничавшие с немцами вынуждены были разбежаться по лесам и прятаться от справедливого возмездия. Некоторые из них придумывали себе новые биографии или выдавали себя за ветеранов и героев войны. Как пример, Антонина Макарова ("Тонька пулеметчица", виновна в расстреле 1500 советских граждан) или Александр Юхновский ("Алекс Лютый", причастен к уничтожению до 2000 советских граждан). Этих двоих разоблачили и вынесли справедливый приговор. Кого-то из предателей, вероятно, так и не смогли поймать.
Советский боец с автоматом ППШ. Фото для иллюстрации
Но был случай, когда от Советской власти вынужден был прятаться честный ветеран и герой войны, который ничем не запятнал свою репутацию, самоотверженно сражался против захватчиков, имел несколько наград, но к сожалению жизнь его сложилась весьма трагически. Иван Васильевич Бушило оказался на фронте в августе 1944 года. Служил в 1081 стрелковом полку 69-й армии на должности пулеметчика в звании сперва рядового, а затем ефрейтора.
За время войны заработал четыре медали: "За боевые заслуги", "За отвагу", "За взятие Берлина" и "За Победу над Германией". В открытом доступе сохранились наградные листы героя. В первый раз он отличился в районе населенного пункта Жабянка на направлении Зволень – Радом в Польше:
Под сильным огнем противника обеспечил бесперебойно станковый пулемет боеприпасами. В этом же бою убил одного немца, а другого пленил
(Источник: Подвиг народа. Из наградного листа Бушило Ивана Васильевича. Медаль "За Боевые заслуги")
Советские солдаты в Берлине
Из наградных листов следует, что Иван Васильевич был не робкого десятка, смело бросался на врага и неоднократно рисковал жизнью при выполнении боевой задачи. Вторую медаль он получил уже при штурме Берлина:
За то, что он 23.04.1945 г. при уничтожении окруженной группировки юго-восточнее Берлина первым ворвался в траншею противника и уничтожил четырех немецких солдат (Из наградного листа к медали "За отвагу")
После Победы герой благополучно вернулся домой в мирную жизнь. Правда спокойной эта жизнь была недолго. В 1947 году Иван Васильевич отправился за папиросами и встретил по пути милиционера и лейтенанта гос. безопасности. По рассказу племянника Бушило Павла Зылевича между ветераном и чекистами случился конфликт из-за разного отношения к попавшему на тот момент в опалу маршала Жукова. Иван Васильевич решил вступиться за честь маршала:
Шел он па папяросы. А тут участковый и лейтенант-кагэбэшник. Они и встретились. Иван говорит участковому: “Жуков был полководец - так это полководец. А ты тут что командуешь - ничога!» И так слово за слово. А он крепкий был, пулеметчик, пнул этого участкового. Той как пидскочил: "Будзеш каля свайго Жукава, каля белых медведей" (Источник: Московский Комсомолец. "Полесский Робинзон жил в лесу 42 года")
Белорусская деревня
Отец Ивана Васильевича попытался договориться с милиционером, даже купил тому водки в магазине "на мировую". Но участковый был непреклонен. В итоге ветеран серьезно отнесся к угрозам милиционера и решил скрыться в лесу. Родственники помогли ему собрать вещи и бежать. А через некоторое время домой к Бушило пришли с обыском.
Они давай тут шмон наводить. А когда стары начал говорить, один как пистолет выхватил, как дал - до последнего зуба. «Ужо тут толку не будет, няхай скрывается», - рассудил батька. Иван в лес и шморгнул» (Источник: «Всех выловили, а меня никак»: полесский робинзон 42 года прожил на острове в болоте, заступившись за маршала Жукова. Московский Комсомолец)
Сам Иван Васильевич на первое время спрятался в хлеву у знакомого охотника, затем в домике у пастухов. Односельчане не выдавали его. Однако местный милиционер уж очень обозлился - регулярно проводил обыски в доме Бушило, пытался выйти на след с собаками. Пришлось Ивану Васильевичу уйти в непроходимые болота:
Иван Бушило поселился на необитаемом островке посреди километровых топей. Милиционеры пытались искать беглеца с собаками, но добраться до него не удалось. Родственники Ивана сделали местность совершенно непроходимой, выкопав глубокие ямы посреди болота. (Источник: Вечерний Могилев. "Белорусский Робинзон»: почему ветеран Иван Бушило 40 лет прятался в лесу")
Советская сельская милиция в середине 50-х
Крышу землянки Иван Васильевич застелил брезентом. Затем удалось раздобыть пленку от теплицы. С ней стало намного теплее. На пол ветеран набросал сена. Жить Ивану Васильевичу приходилось в поистине партизанских условиях. Зимой он набивал мешок сеном и использовал его, чтобы греть ноги. Родственники по тайной тропе два раза в неделю приносили ему еду и махорку. Время шло. В конечном итоге у Ивана Васильевича даже появилось радио на батарейках. В стране произошли большие перемены, умер Сталин, началась оттепель.
Тем не менее Бушило не спешил выходить из леса. А особисты даже в начале 80-х не оставляли попыток поймать "Робинзона". Впрочем, буквально через пару лет интерес к нему у органов сошел на нет. По старой памяти Иван Васильевич все еще не собирался выходить к людям. Считал, что чекисты его никогда не простят. "Они теперь злые, что всех выловили, а меня никак", - говорил он уговаривавшему его выйти из укрытия племяннику.
Постепенно племянник добился своего. Когда Ивана Васильевича перестали искать он стал менее осторожен и выходил в деревню посмотреть телевизор. Перед одним из таких визитов племянник уговорил Ивана Васильевича помыться, побриться и привести себя в порядок. Якобы, приехал сын из Чехословакии и нужно выглядеть прилично. Когда беглец зашел в хату там было много гостей. Пили, гуляли, наконец один из гостей показал Ивану Васильевичу корочки сотрудника КГБ:
«Ты знаешь, с кем разговариваешь? - достает документы. - Вот, почитай». «Дед сразу то желтый сделается, то красный. Не надо уже ни сто грамм, ни закуска, ничего. Выпили. Начальник встает: «Все, я поехал». А дед за ним идет: «Что и меня забираете?». «А зачем ты мне?... (Источник: Московский Комсомолец. "Полесский Робинзон жил в лесу 42 года")
На фото предположительно Иван Бушило читает современную прессу
Эта история завершилась благополучно. КГБшник уладил все формальные трудности. Через пару дней Иван Васильевич получил советский паспорт, который ему вручили со словами "Можете жить спокойно, вы гражданин Советского Союза". Бушило вместо подписи поставил на бланке закорючку. За 42 года он совсем забыл, как нужно расписываться. А еще забыл, как спать на мягком диване, жить в уютном доме, есть горячую пищу. Правда некоторые плюсы от жизни в лесу он все же смог получить. Умел предсказывать оттепель, знал, когда начнутся морозы. Только вот в новой жизни ему это было уже не так необходимо.
Вскоре Ивану Васильевичу даже оформили пенсию в 30 рублей. Но никто так и не вернул ему 42 года жизни, которые он вынужден был провести в лесу. Тем не менее ветеран даже проведя так много времени в тяжелых условиях, питаясь в основном картошкой, крупой и макаронами с тушенкой и греясь в мешке с сеном все равно умудрился пережить Советский Союз. Ветерана войны и "белорусского Робинзона" не стало в 1994 году. Его жизнь послужила мотивом для написания повести "Адзінец" Ярослава Пархута.
Конечно довольно жаль, что герой и ветеран войны вынужден был прятаться от государственной машины только потому, что дал пинка самовлюбленному участковому. И все же это лучше, чем если бы он оказался в руках чекистов и был осужден, как "английский, японский, троцкистский шпион".