В сорок втором году активные боевые действия на советско-финском фронте практически не велись. Однако заметно активизировалась разведывательно-диверсионная деятельность финнов. К сорок третьему финны изменили тактику. После разгрома диверсионной группы полковника Тойвонена (около ста человек) крупные отряды забрасывать перестали, в тылы Карельского фронта теперь направлялись мелкие рейдовые группы.
Большей частью они своевременно были обнаружены и ликвидированы частями НКВД и войсковыми подразделениями. Но бывали и провалы, когда диверсантам удавалось не только неделями уходить от преследования, продолжая сбор и передачу разведданных, но и благополучно в итоге ускользнуть. Об одном таком случае и пойдет речь в этой статье. Это был один из крупнейших провалов СМЕРШ и НКВД!
В ночь на 16-го июня сорок третьего года финский гидросамолет перелетев на бреющем полете Онежское озеро высадил рейдовую разведгруппу из восьми человек в Вологодской области. Это удалось сделать незаметно, факт высадки не зафиксирован. Судя по дальнейшему маршруту движения их интересовали воинские части и оборонительные сооружения в треугольнике населенных пунктов Пудож-Вытегра-Анненский мост.
В течении пяти дней рейдовая группа скрытно шла по намеченному маршруту, дважды в день передавая разведданные. Места там довольно глухие, непролазные леса и болота, в деревни они не заходили, передвигались в основном ночью. Поэтому диверсанты оставались необнаруженными до 21-го числа.
В этот день три диверсанта, переодетые в советскую форму решили провести разведку окрестностей деревни Пустынька. Один из них был замечен бойцами размещенной в деревне части. Однако, когда для его проверки был выслан патруль, диверсанты открыли огонь, убив одного красноармейца. Скрыться им удалось, но НКВД Вытегры было поставлено в известность о произошедшем.
Первоначально решили, что это небольшая группа (не более пяти) парашютистов и отправили на поиск и ликвидацию порядка восьми десятков человек из истребительного батальона и взвода охранения. Они были разбиты на три группы, но из-за несогласованности действий между ними три дня поисков никакого результата не дали.
Тем временем, контрразведка засекла регулярную работу передатчика. Стало ясно, что работает разведывательно-диверсионная группа. Подключились пеленгаторщики. Поскольку радиообмен был довольно интенсивном и стабильным, место выхода в эфир засекали без проблем. Но в условиях труднопроходимой местности диверсанты все время уходили от преследования. Движутся по-прежнему в сторону села Анненский мост.
При этом они продолжали сбор информации, подключались к телефонным линиям и прослушивали их. Все необходимое для продолжения деятельности им сбрасывали с самолетов. На двенадцатые сутки своего рейда группа захватила и убила следователя военной прокуратуры Череповца Шеломакина.
Финские диверсанты.
Информация об этом уходит в Москву. Оттуда требуют ежедневных докладов о ходе операции, начальство возмущено что группа диверсантов почти две недели безнаказанно гуляет по тылам.
30-го числа руководство операцией возлагается непосредственно на начальника контрразведки 7-й армии полковника Добровольского и начальника вологодского Управления НКГБ полковника Галкина. К розыску подключены все силы НКВД, военной контрразведки СМЕРШ и армейские подразделения.
После очередного взятия пеленга ближайшей к месту выхода в эфир частью оказалась группа морской пехоты. Однако преследование практически в течении суток закончилось перестрелкой (финны обстреляли морпехов из засады), после чего диверсанты, бросив часть снаряжения оторвались. Однако разведдеятельность пришлось свернуть, поисковые группы буквально наступали им на пятки.
Уже второго числа одна из них под командованием Хромова практически наткнулась на отдыхавших диверсантов. Однако тем опять удалось оторваться. Через двое суток их удалось догнать в шести километрах от Ковжского озера. После ожесточенной перестрелки, в которой преследователи понесли потери, финны опять уходят. Однако стало понятно, что они пробиваются к Ковжскому озеру с его многочисленными придатками и заливчиками, вполне пригодных для посадки гидросамолета. В наиболее вероятных местах его появления сосредоточили поисковые группы.
В последующие дни финны предпринимали попытки посадить гидросамолет на разных озерах, но все они окончились неудачно. Один гидросамолет был захвачен. После допроса летчиков удалось установить, что рейд группы продолжается уже 19 дней. Вечером того же дня над одним из озер появился «мессершмитт». С земли были запущены две ракеты, и он сбросил груз. К сожалению, вместо того, чтобы тихо идти к месту выброски, поисковая группа его обстреляла, а диверсанты опять скрылись.
Илья Петрович Добровольский и Лев Федорович Галкин.
Следующий раз группу удалось запеленговать 9-го июля. Но произошла очередная нелепая накладка. Согласно отчету, в час дня группа СМЕРШ под командованием капитана Попкова была всего в полутора сотен метрах от финнов. Попков заметив движение в кустах выстрелил (как потом выяснилось, по тетереву), чем преждевременно обнаружил свою группу. Диверсанты ее тут же обстреляли. Попков был ранен в ногу, а финны в очередной раз ушли. Попков объяснил свой поступок ошибкой. Впрочем, учитывая ранение, особых претензий к нему не предъявляли.
В итоге, финские диверсанты на следующий день добрались до Ямсорского озера, откуда их забрал гидросамолет. Операция, в которой принимало участие полтысячи сотрудников спецслужб (не считая подразделений истребительных батальонов) закончилась провалом. Есть версия, что у финнов был свой человек среди осведомленных о ходе операции руководителей, поэтому им и удавалось все время уходить от преследования. Но, скорее всего, свою роль сыграла простая недооценка противника на начальном этапе, и ряд непредвиденных случайностей, которые произошли, когда за ликвидацию взялись всерьез.