Выражение «у черта на куличках» известно всем. Его можно часто услышать в разговоре, когда речь идет о каком-то отдаленном месте. Но никто не задумывается о том, что оно значит и как появилось. Между тем, у этих «куличков» есть определенные координаты и попасть туда совсем не сложно.
Где находится "У черта на куличках" и почему это место гораздо ближе, чем вы думаете
Загадочные Чертовы Кулишки
Сразу нужно отметить, что «кулички» из этой крылатой фразы не имеют ни малейшего отношения ни к куличам, которые пекут на праздник, ни к детским куличикам из песочницы. Вообще, правильно это слово звучит как Кулишки. Так называлось в старину урочище, располагавшееся на месте одного из районов Москвы.
Города тогда еще не было даже в планах, а Кулишками называлась лишенное деревьев болотистое место в лесу. Еще до появления христианства такие проплешины считали нехорошим местом, которое населяет нечистая сила. Сейчас те самые Чертовы Кулишки находятся всего в полукилометре от Московского Кремля, в районе станции метро «Китай-город».
Москва в 17 веке
А известность Кулишки получили в 1666 году, когда в Троицкой церкви на Солянке, напротив Соляного двора, начали происходить паранормальные явления. Неведомая сила, обосновавшись в храме, стала причинять людям беспокойство. Она сбрасывала с лавок нищих, ночевавших в богадельне при церкви, гремела, завывала и даже бросала в прихожан камни.
Битва монаха с чертом
В то время государем был Алексей Михайлович Романов по прозвищу Тишайший — отец Петра I. Так как нечисть разбушевалась совсем недалеко от царских палат, монарх быстро узнал об этом. Единственным известным в то время способом борьбы с чертовщиной были молитвы и святая вода. Государь повелел священникам решить проблему как можно быстрее.
Царь Алексей Михайлович Тишайший
Ответственным лицом назначили монаха из Флорищевой пустыни Илариона Ананьева. Тот пять дней во главе отряда духовных лиц сражался с бесом, заливая храм и его окрестности святой водой и круглосуточно выкрикивая молитвы. Потом монаху стало скучно и он кое-что придумал. Хитрый монах рассказал, что ему удалось поговорить с нечистью.
Злой дух назвался Игнатием и сообщил, что он знатного рода — бывший княжеский сын. До непотребной жизни он докатился из-за того, что его прокляла родная мать. Также бес заявил, что его все устраивает и из Троицкой церкви он уходить не намерен. Но Иларион тоже не собирался сдаваться. Он разогнал своих помощников и бился с чертом Игнатием один на один. Когда злой дух сбежал, монах еще 10 недель жил в церкви, закрепляя достигнутый эффект.
Митрополит Иларион суздальский
Подвиг Илариона Ананьева сделал его известной и авторитетной персоной. Карьера его резко пошла вверх и он стал митрополитом Юрьевским. Людская молва быстро разнесла по Руси историю битвы монаха с чертом в месте, называемом Кулишки. Только вот на периферии выговор был совсем не столичный и топоним стали произносить как Кулички.
Непростая судьба храма на Куличках
Знаменитый Троицкий храм на Кулишках после этого несколько раз перестраивали, а в 1754 году он горел. Его восстановили, но в 1765 он чем-то не угодил императрице Екатерине II, и она велела его разобрать. В 1768 году был возведен новых храм по проекту архитектора Карла Бланка. В работе использовались кирпичи старой постройки. Его посвятили святым чудотворцам и бессребреником Киру и Иоанну.
Церковь святых Кира и Иоанна
Храм Кира и Иоанна на Солянке пережил революцию, но в 1932 году большевики добрались и до него. Двух последних священников Димитрия Крючкова и Алексея Козлова репрессировали, а саму церковь закрыли. Спустя два года, в 1934, ее снесли. При СССР на месте храма долгое время был павильон «Кулинария» и киоск «Вино». Потом на этом месте открыли кафетерий.
Столб церковной ограды
В начале 2000-х место понравилось застройщикам и на нем возвели два здания с продуктовым и мебельным магазинами. Между ними чудом сохранился столб ограды разрушенного храма. Так что когда-то для жителей России, не знавших географию Москвы, «чертовы кулички» были неким абстрактным местом, где монах бился с чертом. То есть локацией далекой, и не факт, что реально существующей. Ну, а потом фраза эта стала крылатой, и мы пользуемся ей даже не задумываясь.