Люди неосознанно используют слова предков, но если бы они знали об их силе, то прибегали бы к ним чаще. Выражение «Чур меня» вырывается порой у взрослых, а дети часто используют во время игры. И в этом нет ничего удивительного. Так делали пращуры, чтобы призвать славянского бога Чура, который помогает очерчивать границы и выстраивать защиту.
Он был в почете, потому что являлся сильным оберегом всего и каждого, мог уберечь от опасности, защитить дом, отогнать нечистую силу.
Славянский бог Чур – защитник границ
Языческая культура предков осталась в обычаях людей, несмотря на то, что ее яростно истребляли. Многое затерялось, утрачены какие-то обряды, традиции, божества, идолы, но сохранившееся наводит на мысль, что предки в каждое свое действие вкладывали глубокий смысл. Славяне обращались за помощью к божествам, чтобы иметь спокойствие и защиту. Это осталось актуальным и поныне, только человек уже надеется на свои силы. Или, по крайней мере, так думает, потому что во многих словах скрывается частичка Чура – бога границ.
Важным делом во все времена была и будет защита личного пространства, которое может иметь разные границы: дом, рабочее место, земельный участок, машина и собственно энергетическое пространство вокруг человека. В старину защитником имущества и безопасности выступал бог Чур. Это не самое первостепенный по рангу божество, но тот, без которого не обходился ни один человек.
Бог Чур охранял границы, рубежи, то есть очерчивал безопасное пространство, отделяя от опасности. Он делил «твое» и «мое», тем самым устанавливал межу, которую лучше не переступать. Чур олицетворял пращуров, так как считается, что его название пошло от слова «щур» - корня в слове «пращур». А что такое предки? Это сила, к которой прибегают, когда наступает опасность. Как маленькие дети бегут к маме или папе, так и любой другой человек в момент опасности обращается к своим родителям и прародителям, то есть пращурам. Поэтому можно предположить, какую силу представляет Чур, обобщающий предков всего Рода.
Что находится под охраной Чура
Охранять, оберегать границу, значит не давать проникать злу с темной стороны, и сохранять благополучие внутри установленного. Поэтому оберег в виде чурбана Чура устанавливали на границах земельных участков, дворов, в доме.
Каждая группа людей и отдельный человек имеют границы. Когда они начинают контактировать, эти границы приходится нарушать, и вот тут-то начинает действовать Чур, который способен предохранить от нежелательного смешивания, перехода рубежа. В магических ритуалах часто прибегают к святой воде, которой окропляют, чтобы получить результат, то есть смягчают переход, границу между потусторонним и реальным миром. Как оказывается, Чур нужен везде, а его влияние прослеживается во многих словах, где есть корень «чур».
Кажется, слово «щуриться» ничем не напоминает «чур», но оно означает прикрывать глаза, устанавливать грань, отгораживаться, в словах «град, город» - границы поселения, «хоромы» - огражденное жилищное пространство, «кора» - защищает и ограждает дерево, и даже «курица» с корнем «кур» содержит элемент защиты, а именно своего яйца, дает ему покрытие, «карман» - защищает содержимое, «караулить» - охранять. Поэтому люди даже не осознают, насколько много слов, в которые вложены охраняемые, устанавливаемые грани «чура».
«Чур меня» в обиходе взрослых и детей
Дети во время игры говорят: «чур меня», «чур не я». И это одна из древних защит, которая говорит: «защити меня», «отведи от меня». Играя, они неосознанно складывают ручки крестом на груди, или над головой создают вид крыши. В любом случае, они закрывают свое пространство, так, как и предки это делали, при этом призывая на помощь Чура.
Взрослые же прибегают к помощи Чура, когда испугаются, или при гаданиях, ворожбе, магических ритуалах. В старину девицы гадали на свое будущее, но когда видели что-то плохое, то произносили: «Чур того, полно». В старину верили, что его призыв помогает спастись в лесу, когда потерялась тропа, и леший водит между деревьев, не дает найти обратной дороги.
Выражение «чересчур» означает излишество, а на самом деле описывает, что кто-то переступил грань, рубеж, норму. В случае, когда, наоборот, хочется установить рамки своего, то нужно говорить «чур мое», то есть нельзя заходить в личное пространство. На самом деле выражение «Чур меня» стало немного сокращенным и может не так сильно действовать, потому что славяне говорили: «Чур, меня сохрани». Всего-то и нужно добавить одно слово - и тогда на защиту станут все предки.
Как использовать магическую силу Чура
Предки в образе Чура создали себе защитника, который никого не допускает извне, чтобы не нарушали спокойствие и благополучие. Для усиления эффекта используются заговоры. Самый быстрый способ оградить себя от зла – это нарисовать вокруг себя круг. Это черта, которую нельзя перейти нечистой силе. Например, как в фильме «Вий» Хома рисовал мелом круг, защищаясь от упырей, чертей и злой ведьмы в летающем гробу.
Изображение Чура можно прикрепить на входной двери с двух сторон, перед этим заговорив их специальным заговором. Он будет надежно защищать жилье от врагов и неприятностей. Существует еще ритуал заговаривания ножей для защиты дома. Для этого нужно взять семь острых ножей, уложить их веером на столе возле изображения Чура, лезвием от него. Вокруг Чура должны гореть свечи, и они не тушатся, а догорают сами до конца. Выкладывая ножи, следует читать охранный заговор, а потом их следует осыпать солью, смешанной с пеплом. Этот обряд позволяет создать в доме преграду для проникновения в него темных духов и неприятностей. Беды не смогут перейти через порог такого дома.
В качестве оберега от сглаза и других неприятностей можно говорить: «Чур, наше место свято». А «Чур меня» звучит как заклятие себя, когда речь заходит о темных силах, и чтобы воздействие не перекинулось на человека. Чур – доброе божество, которое и защищает, и помогает устроить благополучную жизнь. К его помощи прибегают, когда вроде бы человек хороший, и не делает плохих поступков, живет по совести и мирно со всеми, а терпит нужду, не идет работа. В таких случаях тоже можно обращаться к Чуру.
Чур в погребальном обряде славян
Широка роль божества Чура в жизни славян, который не оставляет их даже после смерти. Когда-то было принято не закапывать в землю тело усопшего, а предавать его огню, а потом устанавливать сосуды с пеплом на специальные столбы.
Своеобразные надгробия устанавливались на перекрестках, распутьях дорог, которые оказывались владениями Чура – границы одного и другого участка. Дух становился охраной территории от посягательств злой силы. Вероятно, это и позволило принимать перекрестки за энергетически тяжелые места, на которых не только шалит нечисть, но и обитают души предков.