В разгар холодной войны, летом 1976-го, над Грузинской ССР был замечен неизвестный самолёт CL-44. Он отклонился от маршрута Иран-Израиль и, пройдя через турецкую территорию, вторгся в воздушное пространство СССР. Москва пыталась решить инцидент дипломатическим путем, но безуспешно.
Спустя два года бизнесмен из Швейцарии по имени Андреас Дженни запустил проект по транспортировке лекарственных препаратов из Аргентины на иранский рынок. Для этих целей был выбран транспортник CL-44, которому присвоили регистрационный номер LV-JTN.
Поиск транспортного средства для доставки груза превратился в настоящее испытание. Когда Дженни попытался договориться с авиакомпаниями Соединенных Штатов, везде получил отказ. Вероятно, причина крылась в истинном содержимом груза - вместо заявленных лекарств планировалась транспортировка вооружения.CL-44
Конец 1970-х выдался для Ирана турбулентным периодом. Кульминацией стала Исламская революция 1978-1979 годов. Только десятилетия спустя американское правительство признало свою причастность к дестабилизации ситуации в этом ближневосточном государстве. Основным мотивом вмешательства США стало недовольство независимой политикой Ирана, который вел активную торговлю нефтью по низким ценам, в том числе с СССР.
Семнадцатого июля 1981 года, пытаясь обойти ирано-иракскую границу, самолёт нарушил воздушное пространство Советского Союза, пролетев над территорией Армении и направившись в сторону Ирана. На следующий день, возвращаясь из Ирана, самолёт вновь решил «срезать путь». Для пресечения нарушения были подняты две боевые машины Су-15ТМ с приказом заставить самолет приземлиться. Когда у перехватчиков закончилось горючее, их заменил третий истребитель, пилотируемый В.А. Куляпиным. Су-15ТМ
В это время спецслужбы СССР пытались установить принадлежность и груз загадочного воздушного судна. Изначально предполагалось израильское происхождение самолета CL-44. Однако Израиль отрицал какую-либо причастность к этому инциденту. В ходе операции летчик Куляпин, управляя истребителем Су-15ТМ, настиг нарушителя на высокой скорости и приказал следовать его указаниям.
На требования нашего лётчика швейцарцы не отвечали. Тогда был отдан приказ сбить воздушное судно. Расстояние между самолётами Су-15ТМ и транспортным было слишком мало для запуска ракет Р-98М. Нарушитель уходил в сторону границы.
По другой версии: экипаж иностранного самолета, осознавая преимущество низкой скорости полета (около 400 км/ч), при которой советский истребитель был малоэффективен, продолжил курс к турецкой границе. Более того, экипаж иностранного самолета начал провоцировать советского пилота, выполняя рискованные маневры - брал на "слабо" советского лётчика!
Советский лётчик приметил отсутствие иллюминаторов на борту CL-44, что явно указывало на его военное назначение, и принял радикальное решение (основываясь на указе сверху). Со второй попытки он ударил фюзеляжем по стабилизатору «Канадэра», после чего успешно катапультировался из повреждённого самолёта. CL-44 вошёл в штопор и упал всего в двух километрах от границы, экипаж погиб. Наш летчик Куляпин был вынужден катапультироваться.Летчик Куляпин
Западные СМИ развернули масштабную информационную провокацию — множество иностранных изданий упорно продвигали версию о неумелом пилотировании советского летчика Куляпина, утверждая, что столкновение произошло из-за его ошибки в управлении самолетом.
Валентин Александрович Куляпин был награждён орденом Красного Знамени.