«Вам эти книги не нужны, почему вы считаете, что они нужны библиотеке? — спрашивает директор библиотечной системы ЗАО Ольга Орлова. — Нам приносят всё подряд, но у нас не безразмерные площади. Мы принимаем лишь раритетные издания и книги, изданные в последние три года, в хорошем состоянии. Постановления партии и правительства 1958 года не берём».
«В разных библиотеках к подаренным читателями книгам относятся по-разному, — объясняет директор Центральной библиотечной системы „Новомосковская« Артём Смирнов. — Большой объём книг сопряжён с разными неудобствами. Во-первых, у библиотеки может не быть помещений для их хранения, во-вторых, это трудоёмкая работа, которая в принципе не входит в прямые обязанности библиотечного работника»
По словам Артёма Смирнова, в библиотеках Новой Москвы у читателей в дар готовы принять книги в хорошем состоянии, которые не входят в списки экстремистской литературы.
В Российской государственной библиотеке для молодёжи принимают любые книги от читателей. Предварительно такие книги проходят санитарную и техническую обработку. «Если принесённые книги нам не нужны, мы выкладываем их на полки буккроссинга, где читатели могут взять их домой, — говорит руководитель пресс-службы библиотеки Екатерина Макаева. — Обычно эти книги очень быстро разбирают».
Однако большинство выброшенных книг попадают в макулатуру. Две тысячи тонн книг и журналов ежемесячно привозят на производственную площадку «Таратрейд» в Мытищах. Эта компания занимается переработкой макулатуры, стекла и пластика.
Как рассказывает директор компании Алексей Кукин, в расход сдают в основном детскую литературу и школьные учебники. Классику выбрасывают редко, но случаются самые настоящие сюрпризы. Например, один из сотрудников предприятия среди груды мусора нашёл французскую книгу XIX века. Не берут на переработку и религиозные книги — Библию и Коран.
Прежде чем отправиться на пресс, макулатура сортируется. В специальном павильоне находится целое бумажное кладбище. Чем выше степень сортировки, тем ценнее сырьё. Книги, газеты и журналы складывают отдельно. Обложки книг идут в специальную стопку, которая требует более сложной обработки. По качеству макулатуру делят на три группы: А (бумага для печати), Б (картон, книги, полиграфия) и В (газеты и цветной картон). Их условно можно назвать «очень хорошая», «хорошая» и «не очень хорошая». Книги — товар хорошей группы марки МС7Б.
После сортировки макулатура проходит через автоматический конвейер. Кипу гофрокартона необходимо сделать менее рыхлой и более плотной. На это способен только специальный механизм — разбрасыватель. После этого груз спрессовывается и обвязывается проволокой. Один прогон занимает час.
После подготовки спрессованная макулатура отправляется на производство. Наиболее простым считается производство дешёвой туалетной бумаги, салфеток или лотков для яиц. Так, например, переработанная книжка Пушкина привела нас на завод Курской бумажной компании «Бутек» в посёлке Косинский.
Здесь спрессованную макулатуру погружают в бак с водой, в котором она смачивается и перемешивается, превращаясь в крупные бумажные лоскуты. Они очищаются от вредных примесей — например, типографской краски — и превращаются в пульпу, бумажную пену. Бумагоделательная машина выравнивает пульпу и делает из неё бумажное полотно, которое скатывают в рулоны. Так макулатура превращается в недорогую туалетную бумагу.
А вы какие свои книги сдали бы в макулатуру?