Что такое свисток вряд ли стоит объяснять – с этим нехитрым «музыкальным» инструментом все мы знакомы с детства. Все знают, что звук свистка может быть громким, резким, неприятным, но в то, что он может быть леденящим кровь, верится с трудом. Но это так – древние ацтеки сумели создать приспособление, вполне способное вызвать панику у неподготовленного человека.
Впервые глиняные свистки в виде оскаленных черепов археологи обнаружили в 1999 году при раскопках ацтекского города-государства Тлателолько, расположенного на территории современного Мехико. Два этих предмета лежали у ног скелета обезглавленного человека в храме бога ветра Эекатля. Свистки располагались так, словно кто-то вложил их в руки жертвы в ходе неизвестного ритуала, который состоялся 650 лет назад, задолго до открытия Америки Колумбом.
Необычные предметы приняли за игрушки или некие ритуальные предметы, не несущие никакой практической нагрузки и сложили в картонную коробку с пометкой «ритуальные украшения». Так они и пролежали в хранилище артефактов 15 лет, пока случайно не попали на глаза Арнду Боту (Arnd Adje Both) – ученому, посвятившему свою жизнь изучению музыкальных инструментов древних цивилизаций.
Именно Арндт первым догадался подуть в одно из отверстий поделки, что породило абсолютно жуткий звук, который наводит на мысли о криках грешников, мучающихся в Аду.
Несмотря на этот сомнительный результат, ученый был невероятно рад, так как разгадка странных черепов из жертвенного захоронения существенно приблизилась. К исследованию предметов, сразу же получивших название «свистки смерти», подключился инженер и археолог Роберто Веласкес (Roberto Velasquez). Для того, чтобы понять их устройство, ему понадобилось несколько лет.
Роберто Веласкес
Казавшиеся такими примитивными глиняные свистки оказалось не так то просто копировать – звук получался совершенно не страшным или очень тихим. Но настойчивость, объединившись с современными технологиями, дала положительный результат и Веласкесу удалось изготовить несколько «свистков смерти», идеально повторяющих звук оригинала.
Одна из схем, созданная исследователем
Свой успех ученый прокомментировал следующим образом:
До сих пор древние цивилизации были для нас немыми. Но эта находка дает этим народам голос. Теперь мы можем немного лучше понять, кем они были, что они чувствовали, как воспринимали мир.
Судя по всему, восприятие мира у ацтеков было очень своеобразным, но этот факт не делает открытие Веласкеса и Бота менее значимым для современной науки.
Серебряная копия ацтекского свистка, принадлежащая Роберто Веласкесу
После того как было открыто истинное предназначение свистков, их начали находить по всей Мексике, причем в самом разном исполнении. Еще бы – теперь смысл непонятных безделушек, не представлявших для археологов особой исторической ценности, стал очевиден и их ценность для науки существенно возросла.
Сегодня известны свистки в виде черепов, голов фантастических существ, богов, ягуаров и других животных. Наиболее старый экземпляр – «свисток смерти» в виде лягушки, датировался 400 годом до нашей эры! Это значит, что традиция изготовления этих инструментов очень древняя и много поколений ацтеков слышали этот ужасный звук.
Один из вариантов «свистка смерти», изготовленный в виде некоего животного или рыбы
А вот вопрос – для чего древние индейцы извлекали адские вопли из свитков, до сих пор остается открытым. Существует немало гипотез о том, для каких целей служил этот звук. Одни эксперты считают, что свистки были призваны вводить участников жертвоприношений в транс, другие уверены, что эти приспособления использовались для устрашения врагов. На самом деле нетрудно представить себе эффект от такого инструмента в ночных джунглях – впасть в панику может самый отважный воин, не знакомый с природой душераздирающего звука.
Современный свисток-сувенир
Труд ученых не остался незамеченным – «свистки смерти» сразу же стали популярным сувениром. Сегодня эти предметы в самом различном исполнении можно встретить в сувенирных лавках по всей Латинской Америке, заказать на Amazon или купить на eBay. Туристы с восторгом принимают представления, в которых актер в костюме древнего индейца изо всей мочи дует в адский инструмент, наводя жуть и тоску на окружающих.