Если вы считаете, что условия вашего труда оставляют желать лучшего, то вам обязательно нужно познакомиться с такой работой, как погружение с насыщением. Это не только самый высокооплачиваемый физический труд в мире, но и самый опасный. Подводники этой специальности работают на нефтяных и газовых платформах в открытом море. Обычно за такую работу получают от 1400 долларов США в день. Но поверьте — эти деньги достаются им не просто так. Ведь эти люди рискуют каждую минуту погибнуть страшной смертью.
Представьте, что вы находитесь в тесной металлической трубе под водой, на глубине более 100 метров, а вокруг темнота и холод около нуля градусов. Вы дышите смесью газов и постоянно мерзнете, а еду вам передают через маленькое окошко. У вас всего несколько часов отдыха между выходами в бездну. А там на глубине под водой приходится крутить гайки и работать сваркой. И это не описание одного дня. Так нужно жить и работать месяцами, ведь подъем на поверхность смертельно опасен.
Погружение с насыщением — это способ работы на большой глубине. Ее в 1960-х годах разработали американские военные в рамках программы Sealab ВМС США. Главной задачей специалистов было преодоление опасности декомпрессионной (кессонной) болезни. А она во все времена была и остается одной из основных причин смерти водолазов.
Как устроена работа под водой
Когда человек вдыхает сжатый воздух на глубине, то азот, который в нем содержится, растворяется в организме. Но при быстром подъеме на поверхность резкое понижение давления может вызвать образование в крови пузырьков азота. Они вызывают невыносимую боль в суставах, инсульт, параличи и нередко становятся причиной смерти.
Чтобы избежать этой опасности, подводники поднимаются на поверхность медленно. Они делают декомпрессионные остановки, чтобы азот вышел из организма, не нанеся вреда. Этот способ хорош для краткосрочных погружений. Но если водолазу приходится выполнять на глубине работу, он нецелесообразен. В таком случае высокооплачиваемый специалист будет тратить больше времени на постепенный подъем на поверхность, чем на выполнение своих обязанностей.
Для погружения на глубину 100 метров, требуется 50 часов декомпрессии. В наши дни ее проводят в специальных кессонных камерах с постепенно понижающимся давлением. При погружении с насыщением водолазы погружаются под воду на несколько недель. Они выполняют поставленные перед ними задачи, а отдыхают в специальных подводных камерах с повышенным давлением.
Неважно, сколько времени человек находится на глубине. Декомпрессия всегда занимает одно и то же время. Поэтому в конце своей продолжительной вахты водолазы поднимаются на поверхность в герметичном корпусе. После этого они только один раз проходят декомпрессию в специальной камере. Так риск появления кессонной болезни и других опасных состояний, которые грозят водолазам, сводится к минимуму.
Чем опасна работа водолазов
Подводных специалистов подстерегает множество опасностей. Среди них — азотное отравление или дезориентирующая эйфория, которая возникает при вдыхании азота на глубине. Это состояние очень похоже на алкогольное опьянение. Оно может стать причиной неадекватного поведения водолаза и даже потери сознания.
Нужно добавить, что на глубинах более 80 метров, кислород становится токсичным для человека. Поэтому для дыхания водолазы пользуются так называемый тримиксом. Это смесь газов, в которой вместо кислорода используется гелий. Этот газ нельзя назвать идеальным заменителем. А все потому, что он вызывает потерю тепла из-за которой водолазы постоянно мерзнут.
К тому же гелий до неузнаваемости изменяет голос человека, делая его очень тонким. Чтобы понимать речь водолазов, используют специальные дешифраторы. На глубине свыше 300 метров, гелий становится потенциально опасным. Он вызывает неврологический эффект, известный как синдром высокого давления.
Платформа Byford Dolphin
Но и это не все риски, на которые идут водолазы при погружениях на большие глубины. Самая большая опасность при погружениях — это среда высокого давления. В 1983 году на полупогружной буровой платформе Byford Dolphin произошла трагедия. В результате она изменила правила техники безопасности водолазов во всем мире.
Платформу Byford Dolphin построила компания Aker Engineering в Осло в 1974 году. Это был настоящий гигант, весом 3000 тонн, который обслуживала команда из 100 человек. Уникальное оборудование позволяло установке платформы бурить дно океана на глубине 460 метров. Но для бесперебойной работы системы было необходимо профессиональное обслуживание и ремонт в подводной части.
Для водолазов, работавших на Byford Dolphin, французская компания COMEX создала систему погружения с насыщением. Она считалась революционной для 80-х годов прошлого века. Оборудование работало безупречно вплоть до 5 ноября 1983 года. Но именно в этот день человеческий фактор привел к ужасному происшествию с человеческими жертвами.
Трагедия, изменившая всю индустрию
Буровая платформа вела бурение на газовом месторождении Фригг в норвежской части Северного моря. В 4 часа утра два британских водолаза, Эдвин Ковард и Рой Лукас, находились на отдыхе в декомпрессионной камере на палубе. В это время два норвежских водолаза — Бьорн Бергерсен и Трульс Хеллевик возвращались на поверхность в капсуле перемещения.
Операторы Уильям Краммонд и Мартин Сондерс извлекли капсулу с норвежцами из воды и пристыковали их к камере с британцами, чтобы те могли к ним присоединиться и начать длительную процедуру декомпрессии. Бергерсен и Хеллевик перешли через короткий отсек к Коварду и Лукасу. После этого водолазам нужно было закрыть шлюз и загерметизировать камеру, прежде чем операторы сбросят давление и отсоединят ее от капсулы.
Но Хеллевик замешкался и не успел закрыть люк камеры. А в это время оператор Краммонд отсоединил капсулу от шлюза. Давление в капсуле за долю секунды упало с девяти атмосфер до одной. Оторвавшись от камеры, она, как торпеда понеслась по палубе буровой платформы.
Краммонд погиб на месте, а его напарник Сондерс получил тяжелое ранение. Находившегося в отсеке Хеллевика просто разорвало на части и его останки разбросало далеко по палубе. Остальные водолазы, находившиеся в камере, умерли мгновенно. Вскрытие тел Коварда, Лукаса и Бергерсена показало, что их вены и артерии были закупорены сгустками белого вещества. Это были белки, свернувшиеся из-за вызванного перепадом давления закипания крови.
Кто прав, кто виноват
Эксперты полагают, что водолазы погибли, даже не успев понять, что произошло, и не испытывали страданий перед смертью. Расследование инцидента на платформе Byford Dolphin показало, что виноват в гибели людей Краммонд. Именно он отпустил зажим до того, как водолазы задраили люк камеру. Так как оператор погиб, то претензии предъявить было некому. Оставалось только сделать соответствующие выводы.
Система погружения с насыщением COMAX, используемая на буровой платформе, не имела никаких предохранительных устройств, позволяющих предотвратить аварию при возникновении внештатной ситуации. Следователи предположили, что Краммонд совершил ошибку не из-за халатности, а по причине переутомления и воздействия внешних факторов, таких как шум на палубе платформы.
Одними из основных виновников ЧП были руководители технических служб Byford Dolphin, которые вопреки указаниям норвежского нефтегазового регулятора DNV не оснастили камеры и капсулу предохранительными устройствами и манометрами. Но, как это часто бывает, виноватыми во всем сделали погибших работников. В итоге их семьи не получили никакой компенсации.
Родные и близкие погибших не смирились с этим. Они создали Альянс водолазов Северного моря, который много лет добивался справедливого решения в суде. Получить признание вины и компенсации от владельцев Byford Dolphin удалось только в 2008 году, спустя четверть века после трагедии.
Буровая платформа Byford Dolphin эксплуатировалась до 2019 года и на ней, как и раньше, практиковалось погружение с насыщением. Но случай, произошедший почти 40 лет назад, заставил руководителей компании, владеющей платформой, пересмотреть правила использования камер и оснастить их системами безопасности. Теперь это новый стандарт во всем мире, немного снижающий риск и без того опасной работы водолазов.