Победа в Великой Отечественной соткана из множества отдельных подвигов советских бойцов и командиров, отдавших свои жизни порой даже «за три хаты». Иногда по итогам одного сражения целые группы воинов представлялись к званиям Героев Советского Союза. Одна из таких широко освещенных историй - подвиг 28 панфиловцев.
Куда менее популярны имена 13 героев хутора Красновка, погибших на малозначительном в масштабах войны участке, но не отступивших ни на шаг.
Красновка представляет собой крошечную станцию на железнодорожном участке Миллерово – Ворошиловград (нынешний Луганск). В Великую Отечественную эта ветка имела важное стратегическое значение. Командование 44-й стрелковой дивизии получило задачу освободить этот участок от гитлеровцев, перекрыв продвижение к Сталинграду вражеских эшелонов с оружием и боеприпасами. 17 января 1943-го Совинформбюро выдало скупую сводку о том, что у Северного Донца красноармейцы захватили несколько населённых пунктов, в частности, Красновку. И еще много лет нигде официально не упоминалось о подвиге, который совершили 13 простых бойцов.
На деле же, в начале января 1943 года армия генерала Ватутина с тяжелейшими боями шла на запад, давя рвущиеся в помощь окруженным под Сталинградом фашистские формирования. На ст.Красновка немцы нагородили из снега и соломы вал, полив его водой и превратив в своеобразную крепость. В верхней точке установили орудия, препятствуя советскому продвижению. На взятие «неприступной крепости» отправили гвардейцев 130-го стрелкового полка, которые должны были в самые короткие сроки очистить Красновку. Рота лейтенанта Ликунова сумела подобраться к врагу на 500-метровую дистанцию, окопавшись в глубоких сугробах. С возвышавшейся над ростовской степью ледяной горы фашисты без остановки обстреливали роту из автоматов и пулеметов. Идти на штурм оставалось под шквальным огнем.
Командир роты лейтенант Ликунов.
Ранним утром 15 января ликуновцы пошли на приступ. Снежный вал оказался выше, чем виделся издалека. К тому же, гладким и скользким, поэтому бойцам даже зацепиться было не за что. Продвигаясь к верху, они втыкали в лед штыки, пока сверху их поливали рвущимися гранатами в сопровождении минометного и пулеметного огня. Но задача была поставлена ребром, оставалось лишь пробовать овладеть валом тем, кто дойдет до конца. Этими «счастливчиками» оказались 13 бойцов роты, занявшие оборону в трех брошенных домах. При этом превосходящие силы противника даже не думали прекращать атаки, раздосадованные такой дерзостью.
Гвардейцы Ликунова огрызались всем имеющимся у них оружием. Сам лейтенант с четырьмя рядовыми занял первую в ряду хату, а поодаль закрепились сержант Севрюков и рядовые Поляков, Кубакаев и Сирин. Дальнюю оборону взял на себя гвардии мл. лейтенант Седов.
Невзирая на постоянные контратаки врага, бойцы до конца дня вполне уверенно удерживали свои позиции. К ним то и дело пытались прорваться свои, но безапелляционный артиллерийский огонь не оставлял шансов. В наградном листе Тарасенко, одного из участников того боя, значится, что гитлеровцы несколько раз предлагали гвардейцам сдаться, но русские, как известно, в плен не сдаются. Получая отказ, немцы бросали на горстку отчаянных смельчаков пехоту, поливали из танков. Но 13 героев стояли на своем. В конечном счете, естественно, немцы окружили все три дома, где укрывались выжившие красноармейцы, обложили соломой и подожгли. Когда пламя охватило хаты, оттуда по-прежнему никто не выходил.
Бойцы продолжали вести оконный бой, пока патроны не закончились. И только тогда бросились на наблюдавших с интересом немцев в штыковую атаку, еще надеясь пробиться через вражеские позиции к своим. Конечно, силы оказались слишком не равны, и все 13 советских воинов погибли в том бою. Через некоторое время советским артиллеристам удалось подавить гитлеровские батареи на ледяной горе, и наступающие красноармейские войска прорвались на станционный хутор. К тому моменту три хаты догорели, а вокруг остывали тела нескольких десятков уничтоженных погибшими гвардейцами немецких солдат и офицеров, сгоревший танк и недвусмысленные следы отчаянного боя.
Тела всех тринадцати героев были идентифицированы и похоронены в братской могиле около места последнего боя русского, марийца, украинца, башкира… Президиум Верховного Совета от 31 марта 1943-го постановил присвоить всем 13 защитникам Красновки звания Героев. Посмертно. В сложные послевоенные годы тот «подвиг тринадцати» долго оставался в забвении. Только в 1955-м при проведения поисковых раскопок в одном из красновских захоронений обнаружили медальон Героя Советского Союза рядового Котова. Только тогда начали раскручивать и воссоздавать страшные события, произошедшие там больше 10 лет назад. После обнаружения всех 13 тел пришлось по капле собирать информацию о героях через их родственников. Бойцов с почестями перезахоронили, а через 14 лет после отгремевшего боя, в 1957-м, появился памятник около красновского перрона и Музей тринадцати Героев.
Памятник недалеко от места сражения.
Среди коллекционных экспонатов предлагается ознакомиться практически с 500 образцами, 353 из которых — основной фонд музея. Хранители с гордостью показывают личные документы и вещи тринадцати бойцов 130-го гвардейского стрелкового полка 44-й гвардейской стрелковой дивизии. Собрали историки также фотографии из довоенной жизни через однополчан и членов семей. Позже, в 60-е, появилась масштабная диорама «Бой за станцию Красновка». Примерно в то же время память о тринадцати героях увековечили и в советской столице. На площадке Центрального музея Вооруженных Сил этой теме посвятили отдельный стенд. Отважную и одновременно страшную военную страницу истории павшей роты так и назвали - «Тринадцать Героев Красновки».