Кто же не знает эту историю Она обыграна и в анекдотах и художественных произведениях. Да вон посмотрите на фото, конечно стучал, скажут многие. Что мы не знаем своего Хрущева-кукурузника что ли.
Однако я некоторых разочарую. Подобные фото - подделка.
12 октября 1960 года. Штаб-квартира ООН.
Это был очень длинный, трудный день. На территории Организации Объединенных Наций шла 15-я сессия Генеральной Ассамблеи. В Нью-Йорке было не по-осеннему тепло. Хрущев надел полуботинки на толстой каучуковой подошве.
1960 год был объявлен Годом Африки. Именно поэтому на заседаниях обсуждали вопрос о ликвидации колониальной системы. За трибуну встал филиппинец Лоренцо Сумолонг. В своей речи он обвинил СССР в подавлении Венгерского восстания в 1956 году. В качестве послесловия Сумолонг предложил присутствующим деколонизировать Восточную Европу и ликвидировать социалистический «концлагерь».
Естественно, Никиту Сергеевича возмутили высказывания филиппинца. Он не сдержался. В ход пошли бранные слова.
И что же было дальше?
По гуляющей по миру легенде Никита Хрущев подскочил к трибуне, стащил с себя ботинок и стал неистово тарабанить им, чтобы на него обратили внимание. Первый секретарь ЦК КПСС, барабанящий ботинком по столу – безусловно казус. За «выходку» Хрущева советская делегация заплатила штраф в размере 10 тысяч долларов.
Об этом скандале писали все, кому не лень. Ситуация практически приобрела масштабы информационной войны. Хрущева стали называть опасным, агрессивным, невоспитанным и даже глупым человеком. В СССР перфоманс с ботинком назвали протестом против фашизма.
На самом деле никакого скандала не было. Ситуация с ботинком — это конфуз. Внучка Никиты Хрущева утверждает, что дед разулся для удобства. А туфлю он подхватил машинально, когда нагнулся за часами, которые слетели с руки. Эту версию подтверждает переводчик Виктор Суходрев.
У сына Хрущева другая версия: по его словам, ботинок слетел с Хрущева в толпе, а затем его принесла ему охрана. Никита Сергеевич положил башмак рядом с собой. А уже на следующий день в газете The New York Times вышла статья под заголовком «Хрущев стучит своим ботинком по столу». В ней была опубликована фотография, на которой изображены Хрущев и Громыко, причём перед Никитой Сергеевичем на столе стоит ботинок.
Очевидцы событий рассказывали, что Хрущев в тот момент не выходил к трибуне, а сидел за столом вместе с советской делегацией. Он выражал свой протест ударами кулаками по твердой поверхности.
Фотограф журнала Life Джон Лонгард, присутствовавший на заседании, подтверждает эти данные. Хрущев «точно не стучал по столу туфлей», хотя и «безусловно, собирался это сделать». По его рассказу, Никта Сергеевич снял туфлю, положил её на стол и показал свободной рукой, что собирается стукнуть ей по столу. Все журналисты в зале направили камеры на Хрущева в ожидании его дальнейших действий, но он лишь надел туфлю на ногу и ушёл. Эту же историю в интервью рассказал и журналист газеты The New York Times Джеймс Ферон.
То, что Хрущев колотил ботинком по трибуне – миф. Ни одна камера не запечатлела сего действа. Так и появилась легенда о шумовой атаке.