Красивый воин в доспехах, созданный режиссерами в исторических фильмах, вызывает восхищение у зрителя. На самом же деле не все так прекрасно было в жизни легионеров римской империи. Многолетняя служба, тяжелые тренировки и обязанности сводили на нет все мечты и надежды дожить до старости. Из молодых парней делали жестокое и безжалостное оружие без права на личную жизнь.
Ни одна страна не обходится без своего войска, которое должно охранять ее суверенитет. В Древнем Риме это был легион, что в переводе с латинского означало «военный сбор». Изначально в нем состояло 4 420 пехотинцев и несколько сотен всадников. Со временем армия начала увеличиваться, потому что вырос масштаб военных операций. Простые и короткие набеги на соседние территории переросли в масштабные и спланированные действия.
В легион набирали молодых людей в основном из сел. Во-первых, это было проще, потому что сельское население превышало городское, и не было таким избалованным. Во-вторых — мужчины были больше приспособлены к тяжелой работе и сложным бытовым условиям.
Легионерами становились юноши 20 и старше лет, но при надобности набирались и более молодые, которым исполнилось 17-18 годков. Они относились к группе юниоров. Попасть в отряды легионеров мог любой мужчина, которому еще не исполнилось 45 лет. Важен был и рост каждого будущего легионера. Это не были двухметровые бойцы. Достаточно было иметь средний рост 170-177 см, а тех, кто был ниже — 165 см, тех отправляли в элитные подразделения.
Легионерами становились не только римляне. В ряды армии принимались также люди с уже присоединенных земель.
Воины отличались крепкой структурой тела, но без мускулистых рельефов. Мужчины были жилистыми и худыми. Это давало им преимущество в бою и на марше. За один поход, находясь в полной экипировке, легионер мог потерять до 10 кг веса. При этом он должен был оставаться боеспособным воином.
Римские легионеры питались простой едой. Основной рацион состоял из каш, бобовых и овощей. Мясо практически отсутствовало. Это объяснялось тем, что его было бы трудно сохранять в условиях постоянного движения. А вот злаки позволяли долго поддерживать энергию в организме.
Худые, но поворотливые воины были непобедимы в сражении. Лишний вес или красивая мускулатура увеличивали бы возможность ранений.
Изначально римское войско формировалось по надобности, когда назревала война. Тогда каждый род предоставлял в ополчение по 100 пехотинцев и 10 всадников. После реформы Сервия Туллия в VI веке до н. э. была введена всеобщая воинская обязанность.
Мелкие набеги на соседние территории сменились большими походами, и требовалась постоянная армия. Поэтому стали набирать легионеров на более длительное время. При правлении Августа срок начал меняться. Сначала он составлял 16 лет, потом увеличился до 20 лет, и окончательно — до 25 лет.
Многотысячное войско состояло из лучших мужчин страны, поэтому их потенциал использовался всесторонне. Но на первом месте стояла физическая подготовка. Юношам, впервые ступившим на военную стезю, было совсем не сладко. Существовали ежедневные тренировки для всех, но для них они проходили в усложненном виде. Приходилось учиться, находясь в полном боевом снаряжении и с оружием, которое было тяжелее обычного. Однако это давало преимущество в настоящем бою – меч или копье уже не казались такими увесистыми.
Постоянные марш-броски – привычное дело для пехотинцев. Они преодолевали по 30 км за 5 часов, а потом требовалось увеличивать скорость, проходя за такое же время 35-40 км. Это позволяло тренированным легионерам быстро добираться до нужного места за короткое время.
В мирное время воины не сидели без дела. Они укрепляли валы вокруг города, возводили строения, мосты, выполняли роль полицейских, судей, пахали поля и засевали их. Поэтому во время призыва в легион всегда искали мастеров: лекарей, кузнецов, ремесленников.
Легионер, по указанию Августа, не имел права жениться до окончания службы. Это было скорее связано с тем, что свободным легче руководить, к тому же не нужно нести ответственность за его гибель перед семьей.
Дисциплина у легионеров была на первом месте. Постоянная муштра и повиновение вышестоящему командованию помогла создать крепкую и сильную армию, с которой сложно было воевать.
Пренебрежение обязанностями строго наказывалось, особенно если это влияло на безопасность товарищей. Заснуть на посту – означало быть забитым камнями или палками от рук своих же друзей. Но такая процедура применялась не часто. Зато унизить или понизить в звании было обязательным правилом. Провинившегося легионера переводили на скудное питание, которое состояло из ячменя, или могли заставить пройти маршем перед всеми с куском дерьма в руках.
Трусость всего подразделения наказывалась строго. Выбирался один легионер из десяти, и его казнили. Страх за свою жизнь был одним из регуляторов дисциплины. Это помогало держать армию в узде, когда складывались очень сложные обстоятельства. Но нужно отметить, что и дух товарищества был очень сильным. Разбитые по 8 человек группы становились единым организмом. Каждый был готов отдать жизнь за друга. Не бросали в бою, делились последним. Они сражались за себя и своего товарища, за славу, за Рим и императора.
Отслужившие 25-летний срок легионеры могли покинуть службу. Они получали денежную компенсацию и земельный участок. Но до этого времени еще нужно было дожить, потому что примерно 40% легионеров не возвращались после сражений.
Простым легионерам выплачивали 12 тыс. сестерций, а офицеры получали в два раза больше. Но всегда находились те, кто пытался на обычных пехотинцах сэкономить или нажиться. Поэтому ветераны не всегда получали денежную выплату полностью. С земельным участком могла случиться похожая афера. Его выделяли, но на непригодных для жилья землях. Это могли быть болота или склоны гор. К тому же местное население не всегда радовалось таким соседям, потому что их переселяли или забирали часть земли.
Для бедного легионера, который был выходцем из села, демобилизационная компенсация решала дальнейшую судьбу. Он мог стать небольшим помещиком и вести зажиточный образ жизни.
Пехотинец мог получить 10-50 югеров земли. То есть в его распоряжение выделяли от 1,3 га до 5-6 гектаров, что обеспечивало какой-то доход.
Отслуживший легионер не всегда и не сразу покидал войско. Демобилизация проходила только по четным годам, и некоторым приходилось задерживаться еще на год. Но это было лучше, чем до первого указа Августа, когда срок службы составлял 16 лет. Потом ветераны легиона еще 4 года отбывали повинность, а иногда их задерживали и на больший срок.
Ветераны, не получая своевременных выплат и не дождавшись демобилизации, часто бунтовали, потому что силы и возможности были на исходе, а требования оставались прежними. Многие были уже калеками или инвалидами, поэтому уход на отдых был для них спасением.