В перестроечные годы в СССР снимали кино своеобразное, резко отличавшееся от того, что делали прежде. Обрадовавшись отмене цензуры, многие кинематографисты бросились осваивать области, ранее запрещённые, и показывать всё, что до того скрывалось и замалчивалось. Одной из таких «запретных» областей была работа чиновников. Обличение и разоблачение их стало темой модной и даже популярной. Режиссёр Ефим Гальперин, который в кинематографе начинал как документалист и уже попробовал себя пару раз в постановке фильмов художественных, в 1990 году задумал снять сатирическую комедию как раз о чиновничьей братии.
Сценарий с безобидным названием «Встреча» Гальперин написал с товарищем Семёном Винокуром, тогда выпускником Высших сценарных курсов. Саму идею Гальперин вынашивал целых семь лет, но раньше снят подобную картину было невозможно. Всё дело в том, что
история, на основе которой и написали сценарий, случилась в реальности, но была засекречена.
В 1980 году в Днепропетровске, где и жил режиссёр, проходили футбольные матчи в рамках Олимпиады. Готовясь к встрече иностранных спортсменов, городские власти намеревались организовать пышную встречу с хлебом-солью.
Когда поезд с футболистами и сопровождающими приближался к городу, на вокзале шла репетиция встречи, и вдруг выяснилось, что вместо десяти караваев принесли одиннадцать. И в этот момент какому-то умнику пришло в голову, что в одиннадцатом каравае заложена бомба.
По приказу сотрудников КГБ поезд остановили в санитарной зоне, сами же безопасники проверили все караваи. Конечно же, в них ничего не оказалось, просто хлебозавод перестраховался и выпек дополнительный хлеб. Когда спортивные делегации прибыли в Днепропетровск, их тут же отправили на стадион. И, как назло, на церемонии на стадионе тоже оказалось одиннадцать хлебов! Всё пошло по второму кругу, но самая большая неприятность состояла в том, что спортсмены никак не могли попасть в туалеты, поскольку именно там, в бетонированных подвалах стадиона, безопасники снова проверяли хлеб.
Эту трагикомическую историю Ефим Гальперин узнал от приятелей, которые тогда принимали участие в подготовке торжественной встречи. Но лишь десять лет спустя у него появилась возможность снять комедию. Обстоятельства слегка скорректировали: в фильме по сюжету вместо спортсменов в город, некогда засекреченный, а теперь открытый, приезжают иностранные специалисты. Роль города сыграл сам Днепропетровск, тоже когда-то бывший городом закрытым. Очень много сцен сняли именно там, благо многие участники съёмок сами провели детство и юность в Днепропетровске и были отлично с ним знакомы.
На съёмки Ефим Гальперин позвал актёров именитых и зрителям знакомых. Не все соглашались сразу, хотя в итоге Любовь Полищук, Владимир Самойлов, Юрий Катин-Ярцев, Борислав Брондуков, Валерий Афанасьев, Александр Леньков согласие дали.
Фото со съёмок
Кстати, Любовь Полищук даже согласилась предстать в образе дамы с формами. Изначально режиссёр соблазнил актрису тем, что даст её героине её же имя и фамилию, но потом героиню сделали Бобровой. А прототипом для неё послужила Валентина Шевченко, Председатель Президиума Верховного Совета УССР, единственная дама, которая когда-либо была на этом посту. Любовь Полищук очень старалась, играя серьёзную чиновницу, но на премьере этот образ сочли чуть ли не оскорбительным. Сам Гальперин уже в новом веке рассказывал, что
на предпоказе одна из зрительниц, статная дама в строгом костюме и с высокой причёской, крайне негативно отозвалась о героине.
Это была народный депутат, представлявшая в Союз советских женщин, а звали её Валентина Матвиенко.
Снимали фильм полулегально. Хоть на дворе и был уже 1990-ый год, в Днепропетровске ветер перемен ещё не дул. Новые веяния и дух свободы ощущались в столичных городах, а местное начальство всё ещё жило по старым правилам. Поэтому членам съёмочной группы настрого было запрещено раскрывать посторонним сюжет фильма, а сам Гальперин отрапортовал в обком, что делает ленту о любви.
Фото со съёмок
Мало того, тогда Днепропетровск был ещё наполовину закрыт, поэтому никаких иностранцев там не было.
Киношникам приходилось ради массовки привозить автобусами иностранных студентов из соседнего Запорожья и вечером отвозить их обратно, чтобы не нарушать режим секретности.
Фото со съёмок
А вот в Москве, где сделали часть эпизодов, работать было проще. Группу даже пустили на ВДНХ, где в Павильоне электроники декораторы соорудили тот самый вокзальный туалет для чиновников, где проверяют опасные караваи. При этом сам вокзал снимали на Московском ипподроме, который тогда переживал не лучшие времена.
Уже завершая ленту, авторы решили изменить название. И
выбрали весьма провокационный вариант - нецензурное слово, которое подходило к сюжету. Так и родилась комедия «Б*я!».
Да-да, именно так картина и вышла официально, и даже афиши были подготовлены с таким названием. Впрочем, наверное, тут нечему удивляться, и те, кто пережил перестройку, вспомнят ещё и не такое.
Фото со съёмок
Предпросмотр на худсовете прошёл в полной тишине. Зрители высокого ранга не то что не смеялись, они даже не улыбнулись, а из зала выходили с каменными лицами. К счастью (а может, к несчастью) тогда чиновники запретить уже ничего не могли, но зато могли не выдать прокатное удостоверение. И чтобы получить его, название пришлось изменить. Сначала был вариант «Санитарная зона» как отсылка к той самой санитарной зоне где долго стоял поезд перед встречей на вокзале. Но в этом названии в Госкино усмотрели намёк на всю страну как на некую санитарную зону. И тогда Ефим Гальперин предложил назвать фильм «Сэнит зон» - так прокричал в одном эпизоде иностранный гость. Такое название приняли.
Фото со съёмок. В центре - режиссёр Ефим Гальперин, справа - актёр Сергей Газаров
Картина вышла в прокат и собрала приличную кассу. На кинофестивале в Одессе комедия стала одним из фаворитов, и это, конечно, обрадовало и вдохновило Ефима Гальперина и его коллег. Давай интервью журналу «Советский экран», он скромно понадеялся, что зрители посмотрят его произведение хотя бы дважды. Возможно, кто-то так и сделал. Но, признаться, сегодня «Сэнит зон» и один раз не особо интересно и даже где-то неприятно смотреть. Фильм выглядит как типичный перестроечный «шедевр» с некачественным юмором, снятый ради сиюминутной потехи.
А вам эта комедия с неприличным названием знакома?