— Перед тем как начать работать над этим проектом, я снимала серию о юных наркозависимых на Урале, Россия. Тогда я неделю жила в реабилитационном центре для женщин, который находился в огражденном доме в деревне. Я была поражена тем уровнем интимности, которого мне удалось достичь в общении с этими девушками, и тем, как легко они впустили меня в их мир. Уже через несколько дней я стала частью их жизни. Мне не приходилось больше просить их попозировать мне — они сами приходили ко мне с идеями портретов. При этом девушки выходили за рамки клише и позволили мне увидеть их с неожиданной стороны.
А потом я поехала в Бельгию (получать степень магистра в Антверпене), и мне хотелось продолжить свою серию о женщинах, которые борются с темными сторонами своей личности и пытаются скрыть какую-то ее часть.
Однажды я прогуливалась по кварталу красных фонарей на севере Брюсселя и была очарована женщинами, которые сидели на витринах. Меня заинтересовало, как по-разному они себя показывали, как влияли на них декорации или одежда. В тот же день я спросила у своей первой героини, не против ли она посмотреть мои работы и присоединиться к проекту. Это было начало.
Прежде чем начинать работу в новом городе, я всегда изучаю, как обстоит там дело с проституцией в целом. Чтобы понять, где спрятан квартал красных фонарей, мне приходится много общаться с местными. Связи очень важны, и пока я выстраиваю эту сеть, я хожу по местам работы своих потенциальных героев, показываю им маленькую книгу со своими снимками и спрашиваю, не хотят ли они поучаствовать в моем проекте. Конечно, я спрашиваю только тех, к кому испытываю симпатию.
Самая большая загвоздка в том, что они все хотят остаться анонимными героями. Иногда даже их мужья не знают, чем они занимаются днями напролет. Они рискуют потерять семью. Поэтому важно, чтобы они мне доверяли. Наверное, мне помогает то, что я женщина, представляюсь фотохудожником и обещаю им эту анонимность.
Эта работа требует высокого уровня эмпатии, и иногда это очень утомительно. Но когда мне везет встретить нового героя, я понимаю, что это того стоит.
Что мне нравится в фотографии, так это то, как ты можешь наладить связь с людьми, которых ты бы ни за что не встретил, если бы не этот проект. И жизненный опыт, который ты благодаря этому получаешь.
Общение с этими женщинами меня очень обогащает. У каждой из них сильный характер и, как и у всех, свой багаж грустных и темных историй. При этом с ними очень весело болтать. Многие люди представляют, что в мире проституток царит мрачная атмосфера, но это не так. Эти женщины знают, как справляться с ситуацией. «Помни, что все в жизни относительно», — одна из их фраз, которая помогает сфокусироваться на главном.
Они многому меня научили. Эти женщины тоже художники. Они все время играют роли. Мне не хотелось бы обелять их занятие, но я отношусь к ним с уважением.
Самая важная часть работы — получить доверие героинь. Только когда они мне открыты, я могу создать реальную картинку. Поначалу мы всегда встречаемся в их рабочей среде. Часто проводим часы в ожидании нового клиента вместе. Иногда я снимаю, в другие разы — показываю, что уже отсняла.
С некоторыми из девушек у меня сложились довольно близкие отношения. Я прихожу к ним домой, иногда остаюсь на ночь. Мы вместе ужинаем, гуляем, смотрим телевизор, болтаем про мужчин, жизнь и все что угодно. Иногда такая близость мешает сфокусироваться на работе, но в то же время это достаточно важно — погрузиться в ситуацию целиком и показать свои чувства. Важно просто соблюдать баланс между тем, что я и друг, и фотограф.
Главная идея проекта — развеять стереотипы о проституции, сложившиеся у нас в голове, рассказать о сторонних аспектах, поделиться своей точкой зрения и с помощью фотографий позволить этим женщинам говорить.