В 16 веке тысячи скелетов были найдены в римских катакомбах и по приказу Ватикана выставлены на показ в городах по всей Германии, Австрии и Швейцарии. Они были распределены между католическими церквями и религиозными учреждениями, чтобы заменить мощи, уничтоженные в результате протестантской Реформации в 1500-х годах. Принятые за останки ранних христианских мучеников, эти ужасные реликвии, известные как Катакомбные святые, стали святынями, напоминающими о духовных ценностях загробной жизни. Они также сделались символами католической церкви, вновь обретшей влияние в протестантских областях.
Покрытые золотом и драгоценностями – завеса, наконец, приподнята над невероятными останками католических святых. Святая Валерия в Вайарне (Weyarn). Фото: Paul Koudounaris/BNPS
Перед появлением в церковных нишах каждый из скелетов был тщательно декорирован золотом, серебром и драгоценными камнями стоимостью в тысячи фунтов стерлингов. На украшение некоторых ушло до пяти лет.
Они были переименованы в святых, хотя никто из них не соответствовал этому титулу по строгим правилам католической церкви, требующей, чтобы святые были канонизированы.
Но к 19 веку они стали болезненным напоминанием о тёмном прошлом, поэтому многие были лишены их регалий и выброшены за ненадобностью.
Новая книга г-н Кудунариса «Священные тела: сокровища культа и удивительные святые из катакомб» – это первое печатное упоминание пресловутых скелетов.
Святой Бенедикт в церкви Святого Михаила в Мюнхене. Фото: Paul Koudounaris/BNPS
Г-н Кудунарис, проживающий в Лос-Анджелесе, рассказывает: «Я работал над очередной книгой, обследуя различные склепы, когда наткнулся на существование этих скелетов.
Чем больше я узнавал о них, тем настойчивее становилось желание поведать эту захватывающую историю широкой публике. После того, как они были найдены в римских катакомбах, власти Ватикана подписали сертификаты, объявляющие их мучениками. Потом кости были сложены в ящики и отправлены куда-то на север. Затем скелеты были облачены в одежды и украшены драгоценными камнями, золотом и серебром. Занимались этим, в основном, монахини.
К ним могли быть допущены только те, кто принимал священную церковную клятву: поскольку их сочли мучениками, с ними не могли иметь дело простые смертные. Они стали символами всепобеждающей веры и были объявлены святыми в муниципалитетах.
Святой Деодатус в Райнау (Rheinau), Швейцария. Фото: Paul Koudounaris/BNPS
Важность их для церкви определялась не духовными заслугами, которые были довольно сомнительны, но социальной значимостью. Они считались чудотворными и укрепляли связь людей с их городом. Это также укрепляло городской престиж».
«Сегодня невозможно по достоинству оценить значение этой находки», – утверждает Кудунарис.
И добавляет: «Проходя по всем этим местам, фактически, совершая паломничество во все эти соборы на мощах, я постоянно испытывал одно чувство – чувство абсолютного безвременья. Безвременья и единства. Вот я стою и смотрю на прошлое – и в то же время я заглядываю в своё будущее. Всё, что было, и всё, что ещё впереди, – всё это соединено в каком-то неразрывном цикле».
Сен-Гетрей в Урсберге, Германия. Фото: Paul Koudounaris/BNPS
А вот как это все начиналось.
В 1578 году Римская католическая церковь приняла решение вскрыть гробницы первых христиан, и найденные там скелеты, кости и черепа передала разграбленным протестантами храмам в Германии и Австрии. Священники наряжали останки святых в дорогие одежды и украшали золотом и камнями. Американский доктор Пол Кудонарис сделал снимки этих катакомбных святых.
Христианская община Рима приобрела массовость в начале II века – по разным данным, от 10 до 40 тысяч взрослых людей. С этим временем связывают основание двух самых древних катакомб, возникших на территории частных земельных владений как семейные усыпальницы, а затем расширявшихся за счет погребения близких, их наследников и других единоверцев-христиан.
Святой Валентин в Вальдзассене (Waldsassen). Фото: Paul Koudounaris/BNPS
Самые известные из них – катакомбы Присциллы. Они получили своё название по имени жены римского сенатора Ацилия Глабриона. Семейная усыпальница Ацилия и Присциллы с годами превратилась, как и все остальные катакомбы, в сеть разветвлённых ходов с многочисленными прямоугольными нишами — «локулами», вырубленными в несколько рядов, и отдельными небольшими залами — «кубикулами». Ниши-локулы, куда клали тело покойного, закрывались плитами (часто мраморными). На них либо кратко указывалось имя покойного, либо делалась весьма пространная надпись-эпитафия в сопровождении какого-либо символа или изображения. В кубикулах погребались богатые члены общины, и именно здесь сохранились многочисленные настенные росписи.
Начиная с VI века из подземных могил стали извлекать святые мощи. Начало было положено в 537 году, во время осады Рима Витигесом. Гробницы святых были вскрыты, а мощи перенесены в городские церкви. Позднее папа Бонифаций IV приказал вывезти из катакомб тридцать две повозки с мощами святых. По приказу папы Пасхалия I из катакомб были извлечены останки ещё 2300 святых.
Рёбра Святого Висентуса проглядывают сквозь паутину из золотых листьев, Штамс (Stams), Австрия. Фото: Paul Koudounaris/BNPS
Правда, святость их была условна – официально церковь их не канонизировала, но их статус подразумевался «народным».
В XVI столетии профессор теологии Онуфрий Панвинио по древним документам и схемам составил перечень 43 римских подземных захоронений (книга вышла в 1568 году). Однако тогда вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.
Спустя 10 лет строители Салярской дороги наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. Позднее подземные галереи исследовал Антонио Босио, который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Всего он исследовал около 30 цеметериев и описал свои работы в трёхтомном сочинении «Подземный Рим».
В 1578 году тысячи первых христианских мучеников стали предметом экспорта Римской курии. Около 1,5 тысячи скелетов, черепов и просто костей были отправлены в католические приходы в центральной Европе (в основном в Германии и Австрии), чтобы заменить мощи, которые были разрушены во время протестантской Реформации.
Стоимость святого скелета могла достигать 400 гр золота (по нынешним ценам – до 10 тысяч долларов), черепа – 200 гр, костей – до 100 гр. На местах на украшение катакомбных останков тоже были потрачены приличные деньги. Святые скелеты одевались в дорогие одежды, в них инкрустировали золотые и серебряные детали, драгоценные камни. К примеру, на украшение скелет некого мученика Юлиуса ушло около 5 кг серебра, 250 гр золота, 4 карата драгоценных камней, 4 погонных метра парчи, 6 погонных метров кружев и т.д. На эти работы ушло 4,5 года.
Святые скелеты имели значимость для городов, подчёркивая их социальный статус.
Доктор искусств Университета Калифорнии (США) Пол Кудонарис сделал снимки этих катакомбных святых в церквях Германии, Австрии, Швейцарии, Чехии (всего в 20 странах Европы, около 70 катакомбных святых). Как сегодня выглядят эти останки – на фото ниже.
Святой Фредерик из бенедиктинского аббатства в Мельке (Melk), Австрия.
Святая Мундиция (St Munditia) в церкви Святого Петра в Мюнхене.
Альберт в церкви Святого Георгия в Бурграйне (Burgrain), Германия.
Рука святого Валентина в городе Бад Шуссенрайд (Bad Schussenreid), Германия.
Святая Луция доставлена в монастырь в Хайлигкройцтале (Heiligkreuztal), Германия. Монахини из Эннетаха (Ennetach) готовят её для показа.
Святой Феликс в Сурзее (Sursee), Швейцария.
Этот череп был причислен к реликвии под общим названием Деодатус (Deodatus), поскольку его точная принадлежность не была установлена.