На более земном уровне, "Пивные святые" были монахами и монахинями, развивавшими технологию пивоварения. Но откуда взялось там так много покровителей пива и таких пивных профессий, как сборщик хмеля, пивовар, бармен и трактирщик? Христианство и пиво достигли такого крепкого союза, который другие религии достичь не могут.
Бенедиктинский устав предписывал монастырям выполнять функцию постоялых дворов, где усталые путники могли скромно вкусить и отпить "что Бог послал". По мере роста монастырей пивоварни становились всё известнее и популярнее. Это, а также стремление к самоокупаемости, подтолкнуло монахов в сторону малого предпринимательства. Они начали продавать свои высококачественные сорта пива. Оно стало всё известнее и вдруг, повсюду появились "пивные святые".
Некоторые из них, такие как Августин Блаженный (353-430), стали покровителями пива просто из-за огромного количества употреблённого напитка. В юности Августин испробовал "вина, женщин и песни" , а также всякие философские и релизиозные "измы" того времени. И остановился на католицизме. Именно ему принадлежат слова "Боже, дай мне целомудрие и воздержание, но не прямо сейчас."
Пивные чудеса
Другие святые показывали большую умеренность в выпивке, но больший энтузиазм в производстве. Ирландская святая, Бригитта (457-525), основала аббатство в Килдэр и была хорошо известна своими щедростью и состраданием. Но больше она известна чудесами производства пива.
Это произошло перед Пасхой: «Что нам делать? — спросила Бригита у своих девушек. — У нас есть мешок солода. Нам надо поставить его бродить, ибо не можем мы остаться без пива на Пасху. В Маг Талах есть восемнадцать церквей. Как дать пива им на Пасху, праздник в честь Господа, чтоб это было питьем, а не едой? К тому же у нас нет сосудов».
Это было правдой. В доме были только одна кадка и две бадьи. «Хорошо. Давайте готовить». Вот что было сделано: в одной бадье было приготовлено сусло, в другую его поместили бродить; и то, что было положено во вторую бадью бродить, и из него наполняли кадку и относили в каждую церковь по очереди и возвращались обратно, но, хотя они возвращались быстро, кадка успевала наполняться пивом. Восемнадцать полных бадей было вычерпано из кадки и этого хватило на Пасху. И ни в одной церкви не было недостатка на праздниках от Пасхи до Фомина воскресенья, благодаря трудам Бригитты.
Превращение воды в эль было для неё в порядке вещей. Однажды, она работала в лепрозории. Сжалившись над жаждой прокаженных, она усердно молилась и превратила грязную воду из ванной в прохладный, освежающий эль.
Но не только святые женщины практиковали пивные чудеса. Три Арнольда - Арнольд Меца (580-640), Арнольд Суассон (1040-1087) и Арнольд Ауденарде (умер c.1100) кормили страждующих не хлебами и рыбами, не манной небесной, и даже не вином-из-воды.
На протяжении всей своей жизни, Арнольд, епископ Меца, читал лекции крестьянам о преимуществах пива. "Не пейте воду", говорил он - "Пейте пиво!". Так сильна была его вера в силу пива, что в разгар чумы он вонзил распятие в сусловаренный котёл и убедили местных жителей пить только из этого «священного» судна. Его действия прекратили распространение болезни.
И даже смерть его не остановила. Когда на город Мец напала невыносимая жара и засуха, жители решили, что поможет возвращение в Мец мощей Арнольда из монастыря в котором он умер. На обратном пути измождённые носильщики остановились в трактире, но пива там оставалось только на донышке одной кружки. Но, о чудо! Кружка наполнилась до краёв. И каждый раз наполнялась для следующего жаждующего.
По второй версии легенды, он всего-лишь послал дождь из пива. Как будто этого всего было недостаточно, чтобы расположить к себе всех любителей пива во всем мире, епископ Меца также запомнился словами:"от пота человека и Божьей любви, пиво пришло в мир."
Арнольд Суассона - покровитель сборщиков хмеля (поэтому и с вилами). Вероятно, потому, что он призывал к выращиванию хмеля в области Брабант - там, где сейчас Бельгия. После того, как рухнула крыша монастыря во Фландрии, оказались уничтожены все запасы монастырского пива, кроме пары бочек.
Арнольд попросил Бога о помощи и тут-же вокруг разросся хмель. Монахи и жители города радовались, и Арнольд был тут же канонизирован. А ещё он изобрёл новый способ фильтрации пива.
Арнольд номер три был, скорее, боевым магом. Прежде чем стать монахом бенедиктинцем, он принадлежал к военному ордену, где был известен как "Арнульф Сильный из Ауденарде." Во время битв на его стороне были Бог и пиво. Однажды, перед сражением во Фландрии, он наколдовал холодное пиво из воздуха в пустые кружки, что очень воодушевило солдат, которые, конечно, победили. Позже он основал Аббатство Святого Петра в Ауденбурге, где он научился искусству обычного пивоварения.
Оба последних Арнольда жили в 11-м веке, проповедовали во Фландрии, творили многочисленные чудеса, способствовали употреблению пива и стали покровителями бельгийских пивоваров. Эти сходства, возможно, объясняют, почему их истории и чудеса иногда приписывают то одному, то другому.
Святость через науку
Сотворение пивных чудес было не единственным способом стать пивным святым. Бенедиктинская монахиня Хильдегарда фон Бинген (1098-1179) в перерывах между сочинением музыки, написанием стихов, советами Папе и анализом Писания, нашла время написать два научных исследования по медицине и природе. В одном из них, Physica Sacra, она описывает ценность хмеля и его использование в пивоварении - "Использование хмеля в пиве замедляет его порчу и увеличивает его срок годности".
Несмотря на то, что Хильдегарда была первой, написавшей о использовании хмеля в пивоварении, другие источники указывают на то, что монастыри Брабанта ароматизировали свое пиво хмелем ещё в 9-м веке.
Возможно, вы знаете бары или пабы, названные в честь ещё одного святого покровителя пива - "Гамбринус"? Гамбринус, король Брабанта, провозгласил сам себя изобретателем и "королем пива", заявив: "Я, Гамбринус, король Фландрии и Брабанта. Я сделал солод из ячменя и первый задумал варку пива. Следовательно, пивовары могут сказать, что у них есть король в качестве главного пивовара."
Хмель снова упоминается в Чехии 10-го века, где святой Вацлав проповедовал христианство. Менее известен его вклад в дело выращивания хмеля. Богемский хмель был так знаменит, что став королем, Вацлав издал указ о смертной казни для любого кто будет экспортировать семена хмеля.
Бескомпромисная позиция Вацлава сделала его любимцем местных пивоваров. А уж когда он убедил Папу Римского разрешить пивоварение в промышленных масштабах, а не только дома, то его вообще назвали Добрым Королём Вацлавом.
Пивное крещение
Некоторые святые использовали пиво, чтобы одержать победу над язычниками. Когда с тобою Бог и пиво, то невозможное возможно. Святой Колумбанус (с. 543-615), ирландский миссионер, отправленный в Германию, одним прекрасным днём шел по лесу, где натолкнулся на язычников, поклоняющихся Водану.
Когда те задумали совершить жуткое святотатство - отдать в жертву Водану бочонок эля, отобранный у Колумбануса, тот так сильно дунул, что разбил бочонок своим дыханием. А затем объяснил воданитам, что христианский бог любит пиво, но только когда оно выпито в его честь. Язычники согласились, что лучше выпить в честь правильного бога, чем пожертвовать продукт ради неправильного.
Большинство пивных святых либо доказывали целебную и духовную пользу пива, либо были специалистами и новаторами пивоварения, или творили пивные чудеса. Другие же стали покровителями пива по не очень ясным причинам.
Святой Лоренс (умер 258), архидиакон Рима, был прикован к железной решетке и заживо зажарен валерианами. Однако по свидетельствам очевидцев, в процессе мучения он излучал спокойствие и безмятежность.
По слухам, он даже сказал своему палачу "Похоже, меня пора перевернуть! Та сторона уже готова."
Неудивительно, что он стал покровителем поваров, пекарей, комиков и пожарных. Удивительно, что он стал ещё и покровителем пивоваров.
Наверное потому что под пивко сойдёт... Но сами пивовары говорят, что процесс обжарки Лоренса напоминает им обжарку солода.