Давление на экономику России введением всевозможных санкций использовалось Западом на протяжении всей истории. Наиболее показательным в этом плане был период СССР. Кроме нескольких лет Великой Отечественной, Союз жил под непрекращающимися западными санкциями. Из этого положения выходили, производя все - от гвоздей до атомных реакторов – внутри страны. И, что интересно, менялись правители и элиты, но сохранялась одна и та же тенденция. Как только Россия шла на прогиб, дело заканчивалось смутами и интервенциями, самой масштабной среди которых стал развал страны.
Экономическая блокада Антантой
Первый пакет санкций, как принято выражаться сегодня, спустили на РСФСР в 1917-м. Официальное основание - сепаратные переговоры с Германией, поддерживаемые большевиками. После подписания Брестского договора с Кайзеровской Германией в марте 1918-го Россия вышла из войны, отказавшись выплачивать Западу долги Российской империи и национализировав предприятия. Тогда-то экс-союзники из Антанты и ввели табу на любые экономические взаимоотношения с молодой республикой. Вскоре к антисоветским санкциям присоединилась и Германия, вынужденная после проигрыша войны учитывать пожелания победителей.
Ограничения со стороны Антанты оказали большое влияние на внешнюю торговлю Москвы: оборот 1918-го - 88,9 млн руб., 1919-го — 2,6 млн руб. Несмотря на это, экономика Союза медленно, но развивалась. А с 1929-го, со взятием курса на индустриализацию, темпы развития взяли небывалый разбег. И часть западных компаний начали взаимовыгодное сотрудничество с Советским Союзом.
Столкновения в картинках времен холодной войны.
Американские инициативы
В июле 1930-м произошло «лакмусовое» событие – в игру открыто вступили США. СССР был обвинен в сознательной торговле своими товарами по заниженным ценам - в демпинге. Лидирование Москвы на рынке угля, марганца, асбеста, спичек не устраивало коллективный Запад, и вскоре к американским претензиям присоединилась Франция, обвинившая СССР во вмешательстве во внутренние дела. Речь шла о финансировании подрывной компартии Парижа через Коминтерн. На этот раз санкции коснулись введения всевозможных ввозных пошлин, что сделало советские товары значительно дороже и лишило их конкурентоспособности. Аналогичные меры поддержали Югославия, Бельгия, Венгрия и Румыния. В 1931-м Соединенные Штаты полностью запретили импорт пиломатериалов из европейских зон СССР - Кольского полуострова, Карелии, Северной и Зырянской областей. На этот раз причина была в использовании принудительного труда заключенных.
За этот период советский экспорт снизился с 813 млн до 636 млн. Следующий пакет последовал в начале 1933-го по инициативе Великобритании, которая связала санкции со шпионским скандалом. Последние ощутимые санкции довоенного периода - опять-таки авторства США, ответившей таким образом на советскую агрессию в войне с финнами. Американцы даже высокопарно назвали этот ход «моральным эмбарго». В рамках ограничений появился запрет на поставки Москве авиатехники и материалов для авиапромышленности. Правда, когда в 1941-м США увидели в лице русских потенциального союзника против Гитлера, «моральное эмбарго» было незамедлительно снято.
Советский человек был адаптирован к санкционному образу жизни.
Холодная война и последний гвоздь
Как только завершилась Вторая мировая, американцы тут же организовали технологическую блокаду СССР. Правда, благодаря предшествующему капкризису, Советская Россия успела поднатореть в этом плане, наудив проектов по западному миру. Теперь СССР, как минимум, не уступал Западу по ряду крупных направлений (атом, космос, военные технологии). Теперь уже действия США приобрели более масштабный характер, ограничивая в правах на ведение международной экономики страны социалистического блока.
В 1948-м Минторг США ограничил экспорт оборудования, вооружений и стратегических материалов союзникам Москвы в Восточной Европе. В следующем году ограничительными мерами управлял созданный по инициативе США КОКОМ (Координационный комитет по экспортному контролю), осуществлявший надзор за поставками товаров и технологий СССР и его союзникам из западных стран. В КОКОМ вступили 17 стран (США, Австралия, Канада, Япония, Бельгия, Великобритания, Дания, ФРГ, Франция, Греция, Люксембург, Италия, Нидерланды, Португалия, Норвегия, Испания, Турция). Еще 6 стран объявили о сотрудничестве с комитетом (Финляндия, Австрия, Ирландия, Швеция, Новая Зеландия, Швейцария). КОКОМ, созданный тормозить развитие Советского Союза, придерживался главного правила: продажа техники и технологий соцблоку осуществлялась минимум через 4 года после серийного выпуска.
Очередное обострение на Западе случилось в 60-е и совпало со строительством трубопровода «Дружба», нацеленного поставлять в ФРГ советский природный газ. Успех Советского Союза в наращивании нефтегазовых ресурсов не входил в планы американцев. Сначала США навязали Западу запрет на поставки Москве труб большого диаметра. Но топливный кризис 1973-го сделал свое дело, и ограничения сняли. Следующий виток противостояний пришелся на 80-е. Первым поводом послужил ввод советского контингента в Афганистан, что американцы умело обернули в «зерновое эмбарго». Ограничения работали неудовлетворительно, и тогда Рональд Рейган взялся последовательно реализовать одно антисоветское ограничение за другим.
Начав с бойкота Олимпиады-80, он перешел к более серьезным мерам. Пакет мер от США в декабре 1981-го коснулся поставок американскими компаниями нефтегазового и электронного оборудования. Этот ход был направлен на строительство советского газопровода Уренгой – Помары – Ужгород, пугающего американцев не меньше военного роста СССР. Однако, запрет повлек экономический конфликт США с Европой и закончился игнорированием указов США европейскими компаниями. В 1981-м под санкции попал и «Аэрофлот», сумевший возобновить полеты на американский континент лишь в 1986 году.
Задумки западных лидеров осуществились к 90-м не в силу экономических ограничений, в условиях которых СССР вполне успешно держался на плаву десятилетиями. Огромную страну развалил подковерный союз отечественных политиков с Западом, которые пошли на уступки «партнерам» под дружественными миролюбивыми лозунгами.
Советского нефтепровода американцы боялись, как военной мощи.