Предупреждаем сразу: сейчас за некоторые описанные в статье вещи дети бы моментом отправились в социальный приют или детдом, а родители были бы лишены родительских прав и коротали бы свои дни в ожидании суда!
Многие современные дети страдают от переизбытка внимания. Их день распланирован по самое не хочу: школа, спортивная школа, музыкалка, кружки по фото, хореография, ритмика, блогерские курсы, борьба, теннис, плавание – мало ли ещё что?
Ещё мы очень печёмся о безопасности детей. Даже придумали шлемы для катания на роликах и велосипеде, прыжков на батуте и тому подобных вещей. Строго говоря, не изобретены пока только шлемы для школы, еды, сна, похода в туалет и приёма ванной.
Тотальный контроль – и ни секунды свободного времени, чтобы просто сесть и помечтать о чём-нибудь. Не хватает времени для простых грёз. А это ведь очень важно!
В СССР было иначе. Чаще всего работали и отец, и мать, а чадо в лучшем случае находилось под присмотром учителей на продлёнке или у бабушек с дедушками. В худшем – было представлено самому себе: с кратковременными сеансами воспитания затрещинами. Что, впрочем, не мешало в свободное от занятий и пионерской нагрузки время развлекать себя всеми доступными способами, некоторые из которых приводят современного родителя – который, конечно, уже напрочь забыл о том, что это его детство и его тайны-секретики-приключения – в оторопь.
А некоторых привело бы и на скамью подсудимых!
Итак, приходит человек домой, швыряет ранец под стул, а надоевшую за день форму на него, перекусывает и… Что? Компьютера нет, уроки делать неохота, чем заняться? Ответ прост и понятен – во двор. Хорошо, если у мальчишки или девчонки есть велосипед – он хоть отчасти нивелирует страсть маленького человека к саморазрушению и разрушению всего сущего.
Что он встречает во дворе? Например, это может быть стройка. Помимо карбида, о котором можно говорить часами, это ещё возможность полазить по коммуникациям, взобраться на башенный кран или прогуляться по бетонным конструкциям на головокружительной высоте.
Другой вариант для будущего лётчика, монтажника-высотника или альпиниста – деревья. Сейчас в наших дворах растут кусты и цветы, а в прежние времена это мог быть раскидистый тополь, платан, берёза или даже что покрепче. Дворовая пацанва через два дня на третий покоряла его высоты, добираясь до самых тонких и длинных веток. Некоторые падали, другие залезали, а слезть не могли (в этом случае всё заканчивалось вызовом пожарных с выдвижной или приставной лестницей и непременной взбучкой дома: чтоб знал и по первое число!).
Некоторых на лето отправляли к бабушке или деду в деревню. Там был бесконечный набор вариантов развлечений – от купания в грозу до поездок в ночное, прогулок по кладбищу в тёмную ночь или набегов на соседские или совхозные сады, что также могло обернуться неприятностями (широкий диапазон — от крапивой по заднице в исполнении мозолистых рук соседа, снявшего с забора, до выстрела в ту же самую часть тела солью или сечкой из ружья). Часто на дачах и в деревнях образовывались шайки разновозрастных детей. Считалось правилом хорошего тона, чтобы старшие следили за младшими. Ну и следили, как могли, обеспечивая заодно «развлекательную программу».
А что если ты пришёл из школы и идти гулять нет настроения? Ну вот просто совсем нет, и притом совершенно беспричинно (не считать же за причину размашистую двойку и замечание в дневнике, оставленное беспощадной математичкой?)! Некоторые обречённо ждут с работы отца или мать (наивно полагать, что матери безопаснее: вооружённая авоськой или скакалкой, мама очень больно бьётся, хотя в этой педагогике и не хватает отцовской системности и основательности). Другие переходят к действию. Те, что поумнее и поопытнее, заблаговременно обзаводятся вторым дневником. Те, что менее изощренны – прибегают к помощи химии, к хирургическому вмешательству с подменой листов или уничтожению дневника (его можно, к примеру, облить валерьянкой и натравить кота!). Самые незамутнённые просто выдирают страницу, чтобы потом быть наказанными по мере обнаружения эдакого поганства.
Ещё есть огонь, которые может служить инструментом или основой для химических опытов. К примеру, важно знать, как горят те или иные предметы, вещи, материалы. Масло, например. И тушится ли масло водой. И чем потом тушить кухню после этого. На даче особенный интерес представляют сараи, туалеты и стога сена. Разумеется, всё это происходит совершенно случайно, потому что эксперимент выходит из-под контроля. Но последствия неизменны и неотвратимы.
Правда, лупили не всех. Были в Советском Союзе и счастливые, непоротые дети. Обычно они были совершенно непригодны к жизни в коллективе, который чуял подсознательно, что этот пацан – какой-то не такой. Таких ругали, заставляли что-то делать или запирали дома. К счастью, всегда можно было покинуть квартиру, перебравшись на соседний балкон или спустившись по пожарной лестнице.
А ещё можно было дегустировать всякую запрещёнку – типа водки или браги, плодового или ягодного вина, да мало ли чего ещё? В сельской местности были наливки, самогон и вышеупомянутые вина, только в самодельном исполнении. Разумеется, делать это было нужно в коллективе, ночью или вечером, в таинственной обстановке за ближайшим сараем. Потом детишки разбредались по домам, стараясь скрыть от взрослых алкогольные пары и другие последствия своего преступления. Обычно это не прокатывало, и утром окрестности оглашались истошными детскими воплями.
Дома можно было попробовать папину бритву (острая или нет? Брить на физиономии было нечего, поэтому в лучшем случае брили ноги или руки, в худшем – кота), мамину косметику или дефицитные духи.
Ещё одним популярным развлечением были игры в войнушку. В дело шли деревянные мечи и щиты, а также разнообразное огнестрельное оружие – от игрушечного автомата с трещоткой до дальнобойных луков или рогаток. Лучшим сырьём для изготовления лука была кручёная леска и тисовая, буковая или любая другая палка. Для лука годился любой кусок дерева и медицинский жгут. Стрелять можно было по банкам, окнам, птицам, изредка – кошкам или друг другу. Дело было опасным и рисковым: незадачливый стрелок мог быть отловлен и за ухо отконвоирован домой. Ну и так далее, по стандартному сценарию.
Ещё советские дети курили, катались по городу на транспорте, не бросая в заветный ящик с монетками положенной суммы (или бросая: были ведь и хорошие дети) таскали домой всякую живность, словом – жили полной жизнью, насыщенной и яркой.
К слову, о карбиде. Все знают, что в сочетании с водой он замечательно взрывается. Ради того, чтобы получить представление о том, как именно, были принесены в жертву десятки покрышек, миллионы бутылок и банок, а также бесчисленные почтовые ящики и школьные унитазы. Совершенно лишне напоминать, что в худшем случае сопливого террориста ждала порка (подумаешь, дней пять придётся с осторожностью моститься на твёрдые школьные стулья, зато какой опыт!). То ли дело сейчас, когда за теракт внутри компьютерной игры можно загреметь на реальный срок!