Подземелья Мальты, Турции, Италии являются визитными карточками своих регионов. Но вот почему-то достопримечательности российской глубинки не имеют широкой известности.
Еще в 19 веке в Пензе бытовала легенда, что архиерей, будучи в своем доме, вдруг появлялся из «ниоткуда» посреди Кафедрального собора, а окончив службу, так же бесследно исчезал и вновь появлялся в отдаленной церквушке на окраине города. При этом обувь его оставалась чистой. И это в 19-то веке, в провинциальном городе, о котором народ шутил: «У нас, как в Париже, только дома пониже и асфальт пожиже»!
А еще горожане подмечали, что по праздникам в соборе так же загадочно появлялся хор из 30 монахинь в черных одеяниях в пол, из-под которых выглядывали легкие летние туфли. А погода летняя в Среднем Поволжье, как известно, стоит только 3 месяца в году. Пели они божественно! Старожилы шептались, что девушки приходили в собор тайными ходами, которыми был соединен собор и женский монастырь, расположенный в нескольких кварталах ниже по склону холма.
Настала советская власть, собор взорвали, и чудеса эти забылись. А вспомнили о том лишь спустя десятилетие, когда на месте взорванного собора затеяли стройку. Детвора из окрестных дворов, обследуя котлован, вырытый под строительство нового кинотеатра, обнаружила колодец, уходящий вертикально вниз. Двое смельчаков спустились в него.
Подземелье представляло собой шахту в два метра шириной, с кирпичном сводом и арочными перекрытиями. По коридору юные исследователи прошли вниз в сторону реки. Основная шахта имела ответвления. Некоторые из них имели бревенчатые своды. Пол везде был усыпан битым кирпичом, и в некоторые проходы невозможно было попасть. На протяжении всего пути ощущалось движение воздуха.
Тоннель вывел ребят в старую двухэтажную постройку на острове посреди реки.
Заняться санкционированным обследованием тоннелей с их описание и проведением очистительных работ городские власти не сочли нужным. Зато любители проникали в Пензенские подземелья с той поры не единожды. Тоннели обнаруживали неоднократно при реконструкции старых зданий в исторической части города. Сопоставив случаи, когда строители натыкались на кирпичную кладку на глубине от 3 до 5, а то и 12 метров, пензенские краеведы смогли установить, что сеть подземных переходов соединяет не только культовые здания, но и жилые дома и дворы пензенцев. А кое-где и врезались в домовые вентиляционные шахты.
То есть тоннели залегают под Пензой не в одной плоскости, имеют этажную структуру. Так, подземную галерею обнаружили в здании XIX века. Она была вмурована в двухметровую стену, разделяющую два яруса подвалов.
Сторожили говорили, что в подземельях под бывшим архиерейским домом есть проход, перегороженный чугунной решеткой, за которой навалены груды старинных книг. Бытует предание, что под соборной горой хранятся летописи от основания Пензы.
Позднее, в последние годы советской власти, исследуя руины барских усадеб в районах области, пензенские исследователи обнаруживали подземные галереи, выложенные красным кирпичом. Подземные лазы начинались из подвалов усадьбы и выходили на поверхность посреди девственного леса.
Поволжская земля – это кладезь непознанного и таинственного. Может быть, сеть тоннелей, прорытых неизвестными жителями в неведомые времена, соединяют все страны и континенты. Так, спустившись в подземелье где-нибудь Пензе или Саратове, можно выйти на поверхность посреди Ликийской тропы в окрестностях турецкого Кемера.