Насчет значения расхожего выражения, указанного мной в заголовке и ставшего нарицательным в определенные годы в определенных кругах советского общества, существуют несколько версий.
По одной из них «сто грамм с прицепом» означало 100 граммов крепкого напитка и кружка пивка, однако, внимательно изучив историю советских питейных заведений, я более склонен ко второй версии, гласящей, что к каждому советскому «шоту» водки полагался обязательный бутерброд.
Почему первая версия кажется мне несостоятельной? Ответ кроется в самом названии «рюмочная». Специализированные питейные заведения, иначе, "закусочные", были созданы именно для употребления крепких спиртных напитков, и пиво там специально не подавалось (для этого существовали пивные), вино, кстати, тоже, а принесение с собой этих напитков в рюмочную и подпольное их распитие карались по всей строгости советского закона.
Для чего же вообще в СССР появился подобный формат заведений, где можно было «глотнуть» на ходу и бежать дальше?
Официальной причины этого мы не знаем, она осталась в кулуарах партийных кабинетов и архивах ЦК, однако, мы можем поразмышлять об этом.
Итак, датой появления рюмочных является 1954 год (кладем в голову заметку о смерти Сталина и переходе страны на хрущевские рельсы).
Денег у людей было не так уж много: страна все еще лежала в разрухе, жили абы кто и абы где, пахали сутками на восстановление жилья и экономики. Всё это, включая психологические комплексы советских коммуналок, порождало гигантскую массу стрессов – естественную реакцию человека на окружающую обстановку.
Нужна была какая-то отдушина, куда можно было засунуть плохое настроение и получить некую идиллическую надежду на будущее.
Как правило, советский работяга (да и интеллигенция тож) выбирали в качестве этого средства водку, ибо иного рынок не предлагал, разве что в южных регионах подворовывали и приторговывали иссык-кульским маком.
А наш работяга после работы шел в магазин, покупал пузырь водки и наутро с гудящей головой шествовал на производство, где в похмельном угаре выпускал на-гора кучу всевозможного брака.
И самое большое количество брака на предприятиях производилось, естественно, в дни после аванса и получки, а также предпраздничные и после праздничные дни.
В народе даже существовало поверье, какой товар (приборы, телевизоры, люстры) нельзя покупать; обязательно смотрели на дату производства!
Думаю, целью создания рюмочных в государстве было решить две этих проблемы. Смотрите, сколько они давали плюсов:
1. Человек, идя с работы (или на работу, кстати, ведь рюмочные работали с рассвета и допоздна), заскакивал в заведение, опрокидывал на бегу «разрядочный» шкалик и бежал домой, либо на работу.
Это позволяло ему не ждать аванса, чтобы купить пузырь и нажраться, денег на порцию водки (1,05 руб. дореформенных, прим. мой) хватало. Он приходил домой не на «рогах», а в нормальном приподнятом настроении.
2. В продолжение культуры пития и сделали обязательным «прицеп» - бутерброд, без которого порция водки не выдавалась. Его стоимость уже входила в те самые 1,05руб. Кстати, рецептура бутербродов была четко подобрана советскими диетологами по формуле 1:1:4 (белки, жиры, углеводы) – идеальное сочетание калорий для человеческого организма.
Отсюда и появились легендарные закуски, перешедшие затем на праздничные столы советского общества: знаменитые бутерброды со шпротами, с селедкой и яйцом и так далее.
3. В рюмочных не было сидений, были лишь высокие столики-стоячки, на которые можно было опереться локтем, что также не располагало к длительному общению и намекало о дороге домой (на работу), и в то же время позволяло перекинуться парой слов с соседом по столику, узнать последние новости и слухи.
Безусловно, свои исключения были везде, и в рюмочных тоже рождались конфликты, появлялись новые братства, однако, четкое их местоположение облегчало работу советской милиции и вытрезвителей в идентификации скандалистов и драчунов, и локализации их действий.
Удивительное, конечно, дело. Не знаю, может быть Хрущев, повернувший тогда страну к некоему подобию демократии и слегка открывший ворота в Запад, которые, правда, потом надолго запечатал Карибским кризисом, решил таким образом создать в стране сеть, аналогичную иностранным барам, ведь это приносило немалый доход.