Всем известно, что джаз является одним из самых популярных музыкальных жанров во всем мире. И, конечно же, его слушали и в Советском Союзе. Джаз в СССР – это интересная и одновременно противоречивая история, которая связана с множеством ярких и талантливых музыкантов, а также с попытками государства контролировать этот музыкальный жанр.
Как появился советский джаз и кто привез в СССР?
Еще до прихода власти большевиков, джазовая музыка начала проникать в Россию, джаз стал популярным среди молодежи. Однако во времена Сталина и установлением жесткого контроля над культурной сферой, джаз стал восприниматься как символ западной дегенерации. Тем не менее, степень популярности джаза в СССР изменялась. На протяжении последующих десятилетий существовали талантливые советские джазовые коллективы, которые нашли свой путь в творчестве.
Валентин Яковлевич Парнаха — основоположник джаза в СССР.
Первые ноты пришли в Советский Союз в 1920-е годы. Основоположником джазовой культуры в стране можно назвать Валентина Яковлевича Парнаха, который впервые услышал джаз в Париже от американских музыкантов. Он настолько впечатлился этой свободой музыки, что сначала написал несколько статей о джазе, в которых акцентировал внимание именно на театральности жанра. Также Парнах привез ноты джаза и некоторые инструменты в СССР, среди которых была ударная установка.
Так 1 октября 1922 состоялся первый джазовый концерт в стране на сцене ГИТИСа. Сотни и тысячи человек желали услышать джаз и окунуться в мир его волшебства, но билеты на выступление из-за инфляции стоили космических денег. Стоит отметить, что написание самого названия «Джаз» именно через «з» принадлежит тоже Парнаху, хотя до этого в первых печатях была немецкая транскрипция с двумя «с» на конце. Джаз активно принимал участие в театральных постановках, одним из которых был спектакль под названием «Даешь Европу».
Сталинские ограничения повлияли на развитие джаза в стране. Музыканты сталкивались с цензурой, требовалось соответствовать идеологическим нормам и стилистике. В 1950-60 годах период жесткого контроля большей части жанров, включая джаз, назывался "джазфобия". Однако в последующие десятилетия режим стал более лояльным к этому направлению, и появились джазовые фестивали и клубы.
В 1970-х и 80-х годах жанр стал активно развиваться. На этот период приходится много заметных достижений советских джазовых музыкантов. Они создавали интересные композиции, выпускали альбомы и проводили концерты. Популярность джаза достигла своего пика в 1980-х годах, и множество джазовых коллективов добились признания как на международной, так и на внутренней арене.
1 октября 1922 состоялся первый джазовый концерт в стране на сцене ГИТИСа.
СССР в принципе был той страной, где все новый веяния приходили и основывались очень долго. Аудитория джаза была, прежде всего, интеллигенция, узкие круги энтузиастов-одиночек, которые проживали в основном в Ленинграде.
Поэтому джаз так и не смог стать массовой музыкой в нашей стране. Влияние советской культуры и идеологии давало о себе знать. Политические факторы негативно повлияли на популяризацию джаза. Он не соответствовал идеалам, которые пропагандировала власть. Кроме того, реакция критиков на джаз была разнородной. Активное пропагандирование европейской классической музыки отнимало у власти много ресурсов, и джаз считался элементом зарубежной, капиталистической культуры.
В 1929 к руководству музыкальной политики приходят представители ассоциации пролетарских музыкантов, которые отвергали джаз.
Во время своего существования в СССР, джаз был связан с некоторыми традиционными инструментами. В основе джазового оркестра или группы лежали 2-3 саксофона, 2-3 трубы, тромбон, фортепиано и ударные, банджо и туба, которые позже были заменены на гитару и контрабас. Их возможности расширялись с помощью аранжировок, имитирующих звуки других инструментов.
Естественно, джаз не мог обойтись без критики. В 1929 происходит переворот, в том числе и в музыкальной сфере. К руководству музыкальной политики приходят представители ассоциации пролетарских музыкантов, которые отвергали джаз. Главным противником джаза был известный пролетарский писатель Максим Горький, который и назвал джаз «музыкой толстых». Он писал: «Весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому. И послушав эти звуки минуту-две начинаешь воображать, что это играет оркестр безумных. Они сошли с ума».
Максим Горький — главный противник джаза.
Так джаз стал запрещенной музыкальной субкультурой. Были проведены агитационные кампании, целью которых было прекращение распространения джаза и призыв к сложению классической музыки. Несмотря на все это, джаз продолжал понемногу существовать, хотя и находился вне официальной культуры.
В период эпохи "перестройки" и развала Советского Союза в 1990-е годы, джаз, как и многие другие музыкальные жанры, стал символом новых возможностей. Музыканты получили вольность в выражении своего творческого потенциала, а иностранные джазовые исполнители стали появляться на российской сцене.
Таким образом, джаз был неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры, хотя и не смог стать массовой музыкой в СССР. Власть и критики не оценили его достоинств и не смогли понять его значение. Тем не менее, джаз жив, и его ценность все больше признается в современной музыке.
В настоящее время джаз в России остается популярным и востребованным жанром. Множество талантливых музыкантов активно развивают свои карьеры в этой области, проводят концерты и выпускают новые альбомы. Джазовые фестивали привлекают внимание широкой аудитории, и популярность этого жанра только растет.
История джаза в СССР оказалась заполнена противоречиями, ограничениями и талантливыми музыкантами, которые умудрились найти творческий выход в условиях тоталитарного режима. Сегодня джаз продолжает быть важной частью российской культуры, внося свой неповторимый вклад в развитие музыкального искусства.